Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Борьба со сквоттерами в Голландии


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.



Сергей Тарасов : Голландия - одна из немногих стран, где взлом пустующей квартиры с целью ее захвата является вполне нормальной и легальной, замечу практикой. Но существует несколько партий в парламенте страны, которые выступают за отмену этой традиции. Об этом и рассказывает Софья Корниенко.



Софья Корниенко: Если квартира или дом пустуют больше года, и владелец не может предоставить доказательства, что собирался в короткий срок вновь использовать жилплощадь по назначению, за взлом и захват такого жилья уголовной ответственности не последует. В квартире поселяются krakers (по-голландски - «взломщики»), или «своттеры», от старого английского термина для поселенцев на незанятых землях. Эта, на первый взгляд, возмутительная, традиция работает в перенаселенной Голландии, как действенный механизм против пустующего жилья, а следовательно и против астрономического роста цен на квартиры. В стране, которая по плотности населения уступает лишь Бангладеш, строительство, особенно в центральных районах крупных городов, строго регламентировано, квартиры стоят очень дорого, а скупка квартир - выгодное капиталовложение. Практика захвата квартир, пустующих больше года, заставляет владельцев собственности заселять свои приобретения - сдавать их, передавать в пользование, а не просто скупать как способ накопления активов.


Несколько партий в нидерландском парламенте считают, что сквоттерский закон устарел, и за самовольный захват жилплощади, даже если она простаивает, пора ввести уголовную ответственность. Сегодня эти партии имеют в парламенте большинство. Согласно их законопроекту, пустующие квартиры должны переходить в пользование муниципалитета, а сквоттеры - получать тюремный срок до трех лет. Интересно, что против законопроекта выступают как муниципалитеты четырех крупнейших городов страны, так и национальная ассоциация квартиросъемщиков Woonbond , то есть организации, чаще всего имеющие дело со сквоттерами. Несколько амстердамских сквоттеров дали интервью телепрограмме « НОВА »:



Эстер Тинстра : Добро пожаловать в нашу квартиру. Мы заняли ее несколько недель назад. Мы представляем молодежные движения ROOD и DWARS («Красные» и «Поперек») от Социалистической партии и Партии зеленых левых. Мы заняли эту квартиру, потому что вместе с еще несколькими студентами никак не могли найти подходящего жилья в городе, а также в качестве «профилактического протеста» против возможного запрета на сквоттерство - о таком запрете последнее время много говорят. Запрет в том виде, в котором его сегодня предлагают, совершенно невразумительный, текущих проблем на жилищном рынке он не решит. Это не более, чем проявление нынешней моды на консерватизм.



Софья Корниенко: Сказала студентка Эстер Тинстра ( Esther Tienstra ), которая вместе с друзьями захватила большую квартиру в модном районе Пайп. Ее коллега из другого района отстроил с компанией анархистов целый мини-городок на месте пустующей стройплощадки.



Сквоттер : Мы все делаем сами, мы не ждем, пока компании по недвижимости или муниципалитет разработают план развития микрорайона. Вот здесь у нас построена крепость, здесь мы будем защищать свои права, если полицейским взбредет в голову у нас их отнять. Здесь же наши баррикады и еще много всяких придумок, чтобы полицейским нас было не поймать. Мы можем приковать себя к чему-нибудь, или вот веревка, чтобы быстро вскарабкаться на дерево. И много маленьких помещений, где можно спрятаться.



Софья Корниенко: Сквоттер Томас дал интервью теленовостям прямо в процессе взлома дома в конце июля этого года.



Томас : Мы занимаем этот дом, потому что он уже несколько лет стоит пустой, и стал объектом спекуляций на рынке. Его несколько раз перепродавали, и за короткий срок взвинтили цену на 60 процентов.



Софья Корниенко: Если в вашу квартиру, которую вы оставили больше, чем на год, вселились незваные гости, прогнать их будет сложно. Скорее всего, придется продать квартиру какой-нибудь инвестиционной компании по цене намного ниже рыночной. Соседство со сквоттерами - опыт тоже, как правило, малоприятный. Строгие амстердамские фасады они любят перекрашивать в кричащие цвета, битые окна занавешивать не первой свежести разноцветными занавесками, а вход в свое жилище украшать мусором. В захваченных зданиях годами не делается ремонт. Если же у их обитателей разногласия с полицией, то вид эти здания приобретают угрожающий - окна и двери и вовсе заколачиваются, а вход сооружается прямо на второй этаж, по какому-нибудь бревну со ступеньками. На соседней со мной улице есть один такой сквотт. На заколоченном окне там долгое время красовалась надпись: «Что смотришь? Да, я здесь живу!»


Одна из самых ожесточенных стычек с полицией произошла в день коронации королевы Беатрикс 30 апреля 1980 года. Вспоминает бывший «пресс-атташе» сквоттеров города Джек ван Лисхаут ( Jack van Lieshout ).



Джек ван Лисхаут : С точки зрения моей деятельности как активиста, это был самый прекрасный день в моей жизни. Эдакий день абсурда, причем погода стояла замечательная. Погода для сидения на террасе, чем все и занимались, пока не пустили слезоточивый газ. Акции «за доступное жилье» проводились по всей стране. А вечером праздновали на площади Дам.



XS
SM
MD
LG