Ссылки для упрощенного доступа

Темпы роста промышленного производства в России могут оказаться одними из самых худших за последние 10 лет


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Трефилов.



Сергей Тарасов : Темпы роста промышленного производства в России в августе могут оказаться одними из самых худших примерно за последние десять лет. Об это свидетельствуют данным независимых мониторингов. Основной причиной такого замедления эксперты считают отсутствие в экономике дешевых заемных средств. Об этом рассказывает Иван Трефилов.



Иван Трефилов : Официальные данные о темпах роста российской промышленности в августе появятся не ранее середины текущего месяца. Однако уже сейчас понятно, что они окажутся весьма неутешительными. Об этом говорят исследования, проведенные банком "ВТБ Европа" и Институтом экономики переходного периода. С этими оценками согласен и старший экономист Центра развития Валерий Миронов.



Валерий Миронов : Прежде всего, настораживает тот факт, что из трех источников роста промышленности наблюдается торможение в двух из них. То есть последние три месяца тормозят отрасли, ориентированные как на внутренний потребительский спрос (пищевая, текстильная, мебельная промышленность), так и инвестиционный спрос (черная металлургия, производство машинного оборудования, производство резины и пластмассы, на стройматериалы). А удерживают прежний рост темпа либо отрасли, производящие особо дефицитные товары (автомобили), либо ориентированные в значительной степени на внешний рынок, где растут цены (это производство нефтепродуктов, цветных металлов, угля).



Иван Трефилов : На ваш взгляд, каковы сегодня главные факторы, мешающие устойчивому росту промышленного производства?



Валерий Миронов : Причины торможения во всех отраслях в значительной степени схожи - это быстрый рост затрат, в том числе неспрогнозированный предприятиями загодя двукратный рост цен на сельхозсырье и на горючее, и невозможность компенсировать этот рост цен и затраты за счет увеличения цен на конечную продукцию. При этом все это происходит на фоне двукратного торможения инвестиций. Причем, торможение инвестиций началось еще в первом квартале, то есть задолго до последних политических событий, обострения ситуации на Кавказе. Оно связано было с тем, что в конце прошлого года ряд негативных факторов наложился на инвестиционную динамику - это и снижение роста прибыли, это и уменьшение возможности привлечение кредитных источников внешних рынков, где начался кризис ипотечный и кредитный.



Иван Трефилов : Нынешним летом темпы роста промышленности страны были минимальными за несколько последних лет. Можно ли уже говорить о том, что эта отрасль российской экономики находится в стагнации?



Валерий Миронов : Пока ничего страшного не происходит. Хотя темпы роста промышленности со снятой сезонностью в июле приблизились к нулю, пробив своеобразную линию поддержки в 0,2 процентных пункта прироста, но это пока не означает перехода к промышленной стагнации. Можно говорить, что теперь такая короткая цикличность будет наблюдаться в рамках значительно более низких среди мировых темпов роста индустрии, которые составили в 2004-2007 годах около 6-2 процентов. Может быть, это будет 5 процентов. Это замедление, но это не катастрофично. Это по-прежнему будет достаточно быстрый рост.



XS
SM
MD
LG