Ссылки для упрощенного доступа

В Москве прошла встреча министров иностранных дел Италии и России


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шарый: Россия не оставляет дипломатических усилий, пытаясь, по терминологиям Кремля, заставить другие государства мира взвешенно и объективно оценивать ситуацию в Южной Осетии, не предпринимать действия, способные спровоцировать ее дальнейшее обострение. Какие-то успехи и результаты эта кампания приносит. Сегодня лидер никарагуанской революции Даниэль Ортега заявил о том, что его страна, президентом которой он сейчас является, готова признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Сегодня в Москве состоялась встреча министров иностранных дел стран – участниц Организации Договора о коллективной безопасности. Это ближайшие союзники России. В ОДКБ, помимо России, входят Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. А уже ближе к концу дня приехал высокопоставленный европейский политик в Москву – министр иностранных дел Италии Франко Фраттини, еще недавно он занимал очень высокий пост в Европейском союзе. Он встречался с российским министром иностранных дел Лавровым, и они уже сделали соответствующее заявление. За всей этой дипломатической активностью сегодня внимательно следил корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович, он сейчас в прямом эфире нашей программы.


Данила, по вашему мнению, удается ли России сколотить какой-то международный блок поддержки своей кавказской политики?



Данила Гальперович: Во всяком случае, именно Италию Сергей Лавров благодарил за то, что ее позиция была более или менее, как считает Россия, взвешенной. Во всяком случае, после встречи со своим итальянским коллегой Фраттини Лавров сказал, что, так или иначе, Россия собирается сотрудничать с Евросоюзом, сотрудничать с Европой по тем вопросам, которые и Россия, и Евросоюз видят хотя бы в чем-то общими по урегулированию российско-грузинского конфликта или урегулированию в Южной Осетии. Вот что сказал Сергей Лавров.



Сергей Лавров: Мы ценим, как это подчеркивал президент Медведев, что с самого начала нынешнего кризиса Италия играла весьма конструктивную роль, занимала сбалансированную, разумную позицию и не преследовала никаких иных целей, кроме как помочь стабилизировать обстановку и обеспечить мир и безопасность. Сегодня мы подробно обменялись мнениями о том, какие дополнительные шаги необходимо предпринять, чтобы обеспечить полное выполнение плана урегулирования, который был выдвинут на встрече президентов Медведева и Саркози в Москве 12 августа. В концентрированном виде эти задачи сводятся к тому, чтобы обеспечить, как только позволят обстоятельства, как только позволят возможности международного сообщества, беспристрастный международный мониторинг и контроль за зоной безопасности вокруг Южной Осетии и, конечно же, обеспечить, чтобы режим Саакашвили выполнил свои обязательства, главным образом в том, что касается безусловно гарантии неприменения силы вновь.



Данила Гальперович: Франко Фраттини, в свою очередь, сказал, что он очень рад двум заявлениям Москвы – о том, что допускается в регионе деятельность ОБСЕ и деятельность международных полицейских сил, и формат того и другого будут еще вырабатываться. А кроме того, Франко Фраттини сказал, что в Тбилиси он фактически получил с Михаила Саакашвили обязательство не прибегать к применению силы в решении конфликта. И надо сказать, что выглядели Лавров и Фраттини более или менее договорившимися. Известно, что потом они еще решили поужинать, но, вероятно, какую-то часть своих переговоров они уже огласили.


Вы сказали также о заседании министров иностранных дел Договора о коллективной безопасности. Действительно, Россия пытается хотя бы от своих вроде как близких союзников получить заверения в том, что в этом конфликте они на ее стороне. Но вот такого полного понимания российской позиции или поддержки России, очевидно, нет, потому что можно судить, например, по заявлению председательствующего на встрече министров иностранных дел ОДКБ министра иностранных дел Армении Эдуарда Налбандяна, как мягко подошли эти страны к российско-грузинскому спору.



Эдуард Налбандян: В связи с недавней эскалацией напряженности вокруг Южной Осетии нами было принято соответствующее заявление, которым министры иностранных дел государств - членов организации Договора о коллективной безопасности выразили, призвали к мирному разрешению существующих проблем, к объединению и содействию переговорам. И приветствуя одобрение шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии, министры высказались в поддержку активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе.



Данила Гальперович: Надо сказать, что в день заседания министров иностранных дел ОДКБ текст этой самой декларации так нигде и не появился. Что позволило российской стороне утверждать, что в тексте есть также выраженная озабоченность действиями Грузии в Южной Осетии, военными действиями, но, как минимум, не против Южной Осетии, а именно в Южной Осетии, если действительно такая цитата есть в документе.


Между тем, Россия через своих представителей в руководящих органах ОДКБ пытается так или иначе получить поддержку российской позиции, о чем напоминает обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов.



Аркадий Дубнов: Генеральный секретарь ОДКБ, генерал Николай Бордюжа в Ереване перед началом работы совещания секретарей Совбезов ОДКБ говорит о необходимости принятия в состав организации Южной Осетии и Абхазии, потому что все равно они захотят туда вступить, и нужна коллективная безопасность. Правда, говорит он, это суверенное право этих республик - вступать в ОДКБ. Это опять попытка выдать желаемое за действительное, придать значение ОДКБ как системе безопасности. Для принятия этих республик в ОДКБ необходимо как минимум их признание дипломатическое со стороны всех стран - членов ОДКБ. На сегодня, как известно, примеру России никто не последовал, и ожидать, что это в ближайшее время произойдет, за исключением, возможно, только Белоруссии, не приходится.



Данила Гальперович: В пятницу пройдет заседание Совета коллективной безопасности, высшего руководящего органа ОДКБ, в Москве, в Кремле, под председательством президента Армении. Видимо, Дмитрий Медведев также будет пытаться получить поддержку. Но сейчас уже аналитики говорят, что вряд ли главы государство пойдут дальше, чем раньше пошли их министры.



Андрей Шарый: Хочу еще заметить, что утверждения коллег с российского телевидения, которые называют ОДКБ военно-политическим блоком, если не далеки от действительности, то довольно спорны. Согласно уставным документам этой организации, 10 батальонов – это все, чем располагает эта организации, если, конечно, не считать всю российскую армию, которая в любой момент может быть подключена к любым боевым действиям.


XS
SM
MD
LG