Ссылки для упрощенного доступа

В Венеции приближается к завершению международный кинофестиваль


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.



Андрей Шароградский : В Венеции приближается к завершению международный кинофестиваль. Имена лауреатов станут известны в субботу вечером. Своими впечатлениями от киносмотра мой коллега Андрей Щарый попросил поделиться известного московского кинокритика Андрея Плахова, который находится сейчас в Венеции.



Андрей Плахов : Было очень много ожиданий и разговоров о том, что очень трудный отбор был на Венецианский фестиваль. Многие фильмы даже известных режиссеров не смогли туда попасть, конкурс имеется в виду. А первая половина конкурсной программы действительно разочаровала. Были достаточно слабые фильмы известных авторов, но по качеству не соответствующие тому уровню ожиданий, который был перед фестивалем. И все-таки во второй половине фестиваля, мне кажется, появилось несколько картин, которые как-то выровняли конкурс, и позволяют говорить о том, что все равно достаточно интересные проявились тенденции, и появились новые имена на Венецианском фестивале.



Андрей Шарый : Есть у вас какой-то лидер симпатий в конкурсной программе?



Андрей Плахов : В конкурсной программе мне понравилось несколько фильмов. В первой половине конкурса - это был фильм Такеши Китано "Ахиллес и черепаха". А из второй половины несколько таких довольно неожиданных фильмов. Например, "Наблюдатели за птицами" или "Земля красных человечков" итальянского режиссера Марко Бекиса, который снял этот фильм в Бразилии, который рассказывает о сложной ситуации бразильских индейцев, их столкновения с европейской цивилизацией.


Вообще, целый ряд картин пришли из стран, так сказать, не совсем кинематографических. Это, в частности, эфиопская картина "Роса" и алжирская картина "Внутренняя страна". Я думаю, что это довольно сильные произведения, которые вполне могут претендовать на фестивальные призы.



Андрей Шарый : Фильм Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат" тоже участвует в конкурсной программе. Произвел сильное впечатление на кинокритиков?



Андрей Плахов : Картина Германа, несмотря на то, что это довольно сложное произведение, построено на ассоциативном ряде, резко отличающееся по своей эстетике от большинства фильмов конкурса, все-таки достаточно прямолинейно или однолинейно, скажем так. Тем не менее, этот фильм произвел впечатление на критику. Итальянская пресса вышла очень хорошая по этой картине, с высокими лестными сравнениями, где фигурировали и Тарковский, и Сокуров и даже Феллини, что, может быть, не всегда обосновано, но, тем не менее, говорит о том, что фильм критика рассматривала с довольно высоких категорий, фильм ее заинтриговал своей необычностью и своими высокими художественными амбициями. Публика смотрела фильм тоже очень хорошо. Аплодировала. Можно сказать, что была даже овация в конце просмотра, хотя мнения есть разные по фильму и среди критиков, и среди зрителей. Есть те, кто не принял, посчитал ее или скучной, или чересчур переусложненной.



Андрей Шарый : А вам фильм понравился?



Андрей Плахов : Да, я считаю это очень интересным фильмом. Там есть очень сильные свои стороны. Есть менее сильные вещи, конечно. Есть определенные недостатки - некоторая перегруженность этой эстетики, в которой Герман попытался рассказать простую историю достаточно сложным языком, и внести в нее еще много различных ассоциаций, связанных с культурой 60-х годов, с мифологией 60-х годов. Само название "Бумажный солдат" восходит к Окуджаве и так далее и так далее. Много из того, что стало уже мифом, легендой, в том числе для режиссера, который этой эпохи не пережил, в котором попытался воскресить именно как миф, в каком-то смысле следуя по тому же пути, по которому он шел в предыдущем фильме "Гарпастум". Он тоже показан в конкурсе Венецианского фестиваля.



Андрей Шарый : Вне конкурсной программы показывался еще и фильм "Дикое поле".



Андрей Плахов : Это второй российский фильм в программе - в программе "Горизонты", которая тоже является конкурсной. По ней будут вручены специальные призы. Над этим работает отдельная жюри во главе в бельгийским режиссером Шанталем Акерманом. Фильм "Дикое поле" участвует в этом соревновании. Поставил его Михаил Калатозишвили, внук Михаила Калатозова, создателя бессмертного фильма "Летят журавли". Новая картина Калатозишвили-младшего поставлена по сценарию Луцика и Саморядова, очень важных сценаристов, вообще, кинематографических авторов 90-х годов, которых уже нет в живых. Этот прекрасный сценарий уже много лет не был реализован. Сейчас он реализован Михаилом Калатозишвили. Интересно, что этот фильм так же, как и фильм Германа рассказывает о враче. В центре образ интеллигента врача, который в этом смысле является как бы символом умов и умосостояния что ли российской интеллигенции.


Вообще, те фильмы, которые в последние годы представляет российское кино, в частности, в Венеции (Венеция всегда отбирает российские фильмы в конкурсы, в престижную программу "Горизонты"), все эти фильмы как-то связаны. Они в каком-то смысле представляют новую волну российского кинематографа, тот тип молодой режиссуры, который сложился в последние годы, который Венецианский фестиваль поддерживает, делая ставку уже не на мастеров старшего поколения, а именно на эту российскую новую волну.



XS
SM
MD
LG