Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Партийные съезды закончились: впереди последний предвыборный рывок. Предвещает ли рост безработицы в США финансовый кризис в России?



Юрий Жигалкин : Партийные съезды закончились: впереди последний предвыборный рывок. Предвещает ли рост безработицы в США финансовый кризис в России? Таковы темы уикэнда в рубрике «Сегодня в Америке».


С последними словами заключительной речи Джона МакКейна на съезде Республиканской партии в прошлый четверг начался последний решающий двухмесячный отрезок президентской кампании. Обе партии по традиции надеются, что съездовское действо вызовет у избирателей заряд энтузиазма, способный привести кандидатов партии в Белый Дом. Опросы, проведенные после съезда демократов, показали, что обычное правило сработало, Барак Обама опережал Джона МакКейна на четыре-пять пунктов. Однако сенсационное появление в роли республиканского кандидата в вице-президенты малоизвестного политика губернатора Аляски Сайры Пэйлин, возможно, нейтрализовало предвыборный рывок демократов. Что дальше? Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов : По данным опросов, проведённых центром Расмуссена, 52 процента американских женщин оценивают появление Сары Пэйлин положительно. Её речь на Съезде слушали 40 миллионов американцев, после чего её общий рейтинг поднялся до 58 процентов - выше, чем у обоих кандидатов в президенты. А среди независимых избирателей её популярность достигла 59 процентов. В понедельник 8 сентября Сара Пэйлин прибывает в штат Флорида для встреч с избирателями. Демократическая партия, обеспокоенная столь неожиданно сильной конкуренцией, направила во Флориду Хиллари Клинтон, которая будет агитировать за Обаму тоже, начиная с 8 сентября. Штаб Обамы мобилизовал для агитации мощную ударную женскую группу, в которую, кроме Хиллари Клинтон, входят губернатор Аризоны Джанет Наполитано и губернатор Канзаса Кэтлин Сибелиус. По данным недавних опросов центра Расмуссена, Обама пока продолжает лидировать.


Кто из двоих кандидатов в президенты сумел в результате съездов вызвать наибольшие симпатии избирателей? Научный сотрудник вашингтонского Фонда «Наследие» Ли Эдвардс ответил:



Ли Эдвардс : Думаю, сенатор Обама стал феноменом номер один в нынешней избирательной кампании. Во-первых, потому что он первый в истории страны афроамериканец, номинированный на пост президента. Какая-то часть избирателей именно поэтому поддерживает его. Но большинство избирателей признают, что Обама великолепный оратор, умеющий увлечь аудиторию. Не случайно в опросах общественного мнения, проводимых до Республиканского съезда, он, как правило, опережал МакКейна. Сразу после съезда Демократической партии его рейтинг поднялся ещё выше. Правда, не намного, не так высоко, как могло быть, учитывая все те проблемы, с которыми столкнулись в последнее время республиканцы. Думаю, МакКейн в одной связке с Сарой Пэйлин очень скоро если не обойдёт по рейтингу Обаму и Байдена, то сравняется с ними. Я ожидаю, что силы станут равными по мере приближения ко дню выборов.



Ян Рунов : В начале предвыборной борьбы многие предсказывали демократам почти безусловную победу, поскольку большинство избирателей было недовольно результатами 8-летнего республиканского правления. И вдруг силы кандидатов от обеих партий оказались равными. Почему?



Ли Эдвардс : Потому что МакКейн всегда был независим от своей партии. Он часто выражал несогласие с президентом Бушем, всегда прямо высказывал свою точку зрения. Примечательно, что в своей речи на съезде МакКейн ни разу не упомянул Буша. Лишь один раз он сказал, что надо поблагодарить президента за то, что было сделано после терактов 11 сентября. Но фамилии Буша при этом не назвал. Он не даёт лишнего повода для того, чтобы его назвали продолжателем дела Буша. МакКейн явно намерен сохранить свою независимую от республиканской партийной машины позицию. Это может привлечь на его сторону независимых избирателей, и даже тех избирателей-демократов, которые ищут альтернативу Обаме.



Ян Рунов : Мы стали свидетелями борьбы идей и партийных программ, или борьбы имиджа и индивидуальностей?



Ли Эдвардс : Думаю, того и другого - и идей, и имиджей. Конечно, невозможно не заметить контраста между двумя кандидатами в президенты - молодым, харизматическим афроамериканцем Обамой, и старым опытным политическим волком МакКейном. Это внешний контраст. Но всё больше будет выступать вперёд борьба идей, особенно во время трёх их дебатов. Думаю, из двоих кандидатов в президенты победит тот, кто предложит золотую середину, средний путь. Основная масса американских избирателей - люди здравомыслящие, не любящие крайностей: они и против ультра-консерватизма, и против ультра-либерализма. Большинство - центристы, но с лёгким консервативным оттенком. Из этого в своей дальнейшей предвыборной борьбе будет исходить МакКейн. Тогда как Обама считает, что большинство американцев за последние годы несколько сдвинулись в сторону либерализма, и что поэтому он сможет победить на выборах.



Ян Рунов : Ли Эдвардс из Фонда «Наследие» считает, что многое определят дебаты не только между кандидатами в президенты, но и между кандидатами в вице-президенты.


По данным Центра Расмуссена, 58 процентов избирателей считают, что Сара Пэйлин повысила шансы МакКейна на победу, и только 10 процентов опрошенных усомнились в этом.



Юрий Жигалкин : До президентских выборов остается меньше двух месяцев, следующим критическим испытанием кандидатов станут телевизионные дебаты - один на один - кандидатов в президенты и вице-президенты.


Тревожной нотой завершилась прошлая неделя на Уолл стрит. В пятницу появилась информация о неожиданно высоком росте безработицы в США и ухудшении ситуации на рынке недвижимости. Аллан Давыдов попросил прокомментировать ситуацию известного американского экономиста.



Аллан Давыдов : Если только за последний месяц уровень безработицы в Соединенных Штатах вырос с 5,7 процента до 6,1 процента, то о чем это может свидетельствовать с точки зрения общей экономической ситуации? Об этом я спросил профессора бизнес-школы университета штата Мэриленд Питера Мориси.



Питер Мориси : Это весьма заметный скачок. Напомню, что с декабря прошлого года американская экономика потеряла свыше 600 тысяч рабочих мест. Спад очевиден. Мы входим в негативную фазу цикла деловой активности. Это преддверие рецессии.



Аллан Давыдов : Ассоциация ипотечных банкиров США сообщает о рекордном количестве отчуждения домов владельцев, не выплачивающих по кредитам. Почему не сработали прежние меры помощи домовладельцам?



Питер Мориси : Этот комплекс стимулирующих мер, по сути, только отодвинул рецессию, но не позволил избежать ее. Потому что проблемы на рынке кредитов и на рынке жилья слишком глубоки, чтобы лечить их только такими мерами как временные налоговые льготы. И я не думаю, что сработает идея второго пакета экономического стимулирования, предлагаемого Бараком Обамой. Кризис должен пройти полный круг, цены на недвижимость должны упасть до уровня реально доступного среднему американцу.



Аллан Давыдов : Что можно сказать о том, насколько серьезно отражается слабость американской экономики на состоянии мировой экономики?



Питер Мориси : На мой взгляд, происходящее в Соединенных Штатах отражается во всемирном масштабе. Некоторые из иностранных экономистов говорят, что глобальная экономика может преуспеть и без Соединенных Штатов. Но думаю, что наши торговые партнеры очень скоро вынуждены будут признать насколько важен для них спрос американских потребителей.



Аллан Давыдов : Профессор, а где сейчас в мире дела в экономике идут хорошо?



Питер Мориси : Неплохо дела идут у Китая. Однако этот успех куется за счет всех остальных членов мирового сообщества. Щедро субсидируя китайский экспорт, правительство этой страны в сущности экспортируют безработицу в другие страны мира. Стоимость китайского экспорта искусственно занижена приблизительно на четверть. Своим поведением китайцы создают огромную нестабильность на финансовых рынках. И до тех пор пока Соединенные Штаты и Евросоюз не пересмотрят свою экономическую политику в отношении Китая, потребовав от него честной рыночной конкуренции, проблемы будут продолжаться.



Аллан Давыдов : Сказал профессор Школы экономики Университета штата Мэриленд Питер Мориси.



Юрий Жигалкин : Долгое время Россия в качестве зрителя наблюдала за финансовым кризисом в западных странах, казалось, стабилизационный фонд, как и утверждал Кремль, помог ей выработать иммунитет к чужим финансовым потрясениям. Можно ли сказать, что сегодня кризис в конце концов добрался и до России? Вопрос профессору Маршаллу Голдману, содиректору Центра российских исследований Гарвардского университета.



Маршалл Голдман : Да, добрался. Самый наглядный показатель - гигантское падение акций на российской фондовой бирже. Второй, менее заметный факт - побег капитала из России, который даст о себе знать ослаблением рубля и проблемами для банковского сектора. Уход капитала спровоцирован двумя событиями - войной в Грузии, заставившей заволноваться инвесторов и, я бы сказал, катастрофическими комментариями премьер-министра Путина по поводу "Мечела". Дальше может произойти все что угодно, несмотря на значительные валютные запасы России и стабилизационный фонд. Финансовые пузыри и возникают тогда и потому что существует полная уверенность в стабильности ситуации. Сейчас валютные поступления в казну резко упали из-за падения цен на энергоресурсы и полезные ископаемые, инвесторы выводят деньги из России, Центральный банк вынужден вливать в банковскую систему ликвидность, то есть у банков не хватает своих средств для нормального функционирования. Все эти ингредиенты не обещают ничего хорошего России.



Юрий Жигалкин : Профессор, а ведь помнится совсем недавно вы считали, что повторение событий подобных событиям кризиса девяносто восьмого года почти невероятны. Неужели все могло так измениться в одночасье?



Маршалл Голдман : Я считал, что такой сценарий маловероятен до вторжения в Грузию, до вмешательства Путина в дела "Мечела". Всегда можно нанести непоправимый вред любому делу, если сильно постараться. Я, честно говоря, не ожидал, что русские зайдут так далеко, подрубая сук, на котором сидят. Если они продолжать в том же направлении, Россия может стать прямой жертвой финансового кризиса. Российские власти поместили страну между двух огней: с одной стороны, снижаются валютные доходы от главного российского экспорта, с другой стороны, она отпугивает инвесторов и потенциальных кредиторов. Интересно посмотреть, как они будут действовать в этой ситуации.



Юрий Жигалкин : Это был профессор Маршалл Голдман, который усматривает все более прямую и тревожную зависимость России от событий на мировых финансовых рынках. На этом мы завершим очередной выпуск рубрики «Сегодня в Америке», всего доброго!



XS
SM
MD
LG