Ссылки для упрощенного доступа

Годовщина взрыва жилого дома на улице Гурьянова


Программу ведет Марк Крутов.



Марк Крутов: В ночь на 9 сентября 1999 года в Москве на улице Гурьянова произошел взрыв жилого дома, в результате которого погибли 94 человека и более 160 были ранены. Эта трагедия последовала за похожим взрывом в Буйнакске, а уже через четыре дня был взорван дом на Каширском шоссе, в результате чего погибли 119 человек. По делу об этих взрывах были арестованы всего два человека, которые, как доказало следствие, готовили взрывчатку. Правда, осталось неясным, знали ли они о том, как она будет использоваться. Адам Деккушев и Юсуп Крымшамхалов были приговорены судом к пожизненным срокам заключения.


Несмотря на это, о взрывах домов в Москве в 1999-м по-прежнему известно гораздо меньше, чем о других терактах того времени или, например, о трагедии в Беслане. Накануне сегодняшней годовщины российские правозащитники вновь обратились с письмом к российским властям с требованием привлечь к ответственности чиновников, находившихся на высоких государственных должностях во время тех событий. Говорит один из авторов обращения, лидер российского движения "За права человека" Лев Пономарев.



Лев Пономарев: Суть этих требований - отстранить от должности тех людей, которые напрямую в рамках своих полномочий должны были отвечать за конституционный порядок в стране, скажем так. Это и бывший президент Путин, это и генеральный прокурор Устинов. Если говорить по взрывам домов, то там вообще ситуация катастрофическая, потому что наказаны два человека, которые никакого отношения к взрывам домов в Москве не имели, как хорошо известно. Деккушев и Крымшамхалов имели отношение только к подготовке взрывчатки и это, кажется, доказано. Но они к взрывам никакого отношения не имели. Они получили пожизненное заключение, я должен сказать, опять-таки, тоже незаконно. Потому что только убийца может получить пожизненное заключение, когда это все доказано. А косвенный участник, тем более который не имел полной информации о том, куда эта взрывчатка готовится, очевидно, пожизненное не должен был получать. Поэтому мы предлагаем, чтобы была создана новая следственная группа Генеральной прокуратуры, которая бы вновь расследовала обстоятельства событий "Норд-Оста" и взрывов домов и общество узнало бы правду наконец-таки об этих событиях.


Если сравнивать, как шло расследование взрывов в Москве и как произошло расследование в Беслане, то мы, прежде всего, должны отметить следующее - роль гражданского общества. В Беслане нам показали пример, прежде всего, матери погибших детей, общественные организации, которые были созданы. Они заставили следователей работать, они заставили суд работать, они выходили на митинги и под их давлением, в результате того, что там вызывали ответственных людей за проведение операции бесланской, мы, в общем-то, более-менее картину в результате восстановили.


В Москве ситуация совсем другая. В Москве процессы по взрывам прошли при абсолютном невнимании москвичей к этому процессу. Если бы масштаб протестов гражданских по взрывам в Москве и по "Норд-Осту" были такого же масштаба, как это было в Беслане, тогда, может быть, мы от власти чего-то добились. Но мы должны обращаться к обществу. Я сейчас обращаюсь к обществу и говорю слушателям, что нам никогда не будут говорить правду, если мы эту правду не будем требовать от власти.



XS
SM
MD
LG