Ссылки для упрощенного доступа

Москва установила дипломатические отношения с Сухуми и Цхинвали


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович и Георгий Кобаладзе.



Александр Гостев: Москва установила дипломатические отношения с Сухуми и Цхинвали. Главы внешнеполитических ведомств России и двух самопровозглашенных республик уже провели переговоры и должны были вот-вот выйти к прессе. За событиями следит Данила Гальперович, он у нас в прямом эфире.


Данила, вам слово.



Данила Гальперович: Надо сказать, что как раз вот-вот они и вышли. Буквально свежие заявления, сделанные Сергеем Лавровым и двумя руководителями внешнеполитических ведомств самопровозглашенных республик - все это прозвучало и продолжает, на самом деле, еще звучать в эти минуты. И первое, о чем вы уже сказали, это то, что МИД России обменялся с Абхазией и Южной Осетией нотами об установлении дипломатических отношений. Это заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. И также они завизировали - это тоже важная новость - договоры о дружбе и сотрудничестве. То есть разрабатываются большие межгосударственные договоры, как это принято между странами при установлении дипотношений. И эти документы, по слова Сергея Лаврова, готовы к подписанию на высшем уровне.


Кроме того, и это очень существенная деталь, Россия, Абхазия и Южная Осетия будут оказывать друг другу военную помощь в случае угрозы агрессии. И только что министр обороны России Сердюков заявил, что Россия разместит свои военные контингенты в этих самопровозглашенных республиках. Не нарушается ли тогда то, о чем договорились Медведев и Саркози буквально накануне, то есть вывод войск и так далее? И Лавров сказал: а в чем тут дело, это уже не миротворцы, это уже иностранные войска, находящиеся по просьбе государства на его территории.


Ну, так или иначе, очевидно, что это может вызвать еще одну волну реакции в Евросоюзе. Вроде только что договорился вчера Николя Саркози и с Дмитрием Медведевым, и потом с Михаилом Саакашвили. Наш корреспондент в Тбилиси рассказывает о том, как это было, когда Николя Саркози приехал в грузинскую столицу.



Георгий Кобаладзе: В преддверии визита в столицу руководителей Европейского союза в Тбилиси высказывались пессимистические прогнозы относительно того, что Россия не согласится на вывод своих войск даже с территории вне Абхазии и Южной Осетии. О самих бывших грузинских автономиях здесь вообще мало кто говорил, большинство мечтало лишь о том, чтобы российские войска покинули хотя бы портовый город Поти, а также города на Востоке и Западе Грузии, оказавшиеся в так называемой зоне безопасности вокруг непризнанных республик.


В Тбилиси европейские гости прилетели поздно вечером. В аэропорту их встречал премьер-министр Владимир Гургенидзе. Переговоры с президентом Саакашвили были не столь продолжительными, как с президентом Медведевым, но пресс-конференция все-таки состоялась в ночь на вторник. Михаил Саакашвили был явно взволнован. Он назвал визит европейских лидеров историческим. По словам президента, соглашение, которое он подписал, подразумевает вывод российских войск и начало расследование фактов этнических чисток грузинского населения. Президент Саакашвили подчеркнул, что Грузия никогда не смирится с потерей Абхазии и Южной Осетии, но намерена решать все проблемы мирно. В то же время, как бы откликаясь на состоявшуюся в ходе переговоров дискуссию, он категорически отверг все обвинения в том, что именно Грузия стала инициатором военного конфликта, и обещал представить все доказательства обратного.


Николая Саркози, в свою очередь, сообщил, что лично примет участие в международной донорской конференции по оказанию помощи Грузии, которая состоится в Тбилиси в октябре. Он подчеркнул, что Европейский союз проявил волю, решимость, консолидированность, в результате чего "после 10 октября на территории Грузии не останется ни одного русского солдата". Правда, затем ему пришлось уточнить, что имеется в виду территория Грузии за исключением Абхазии и Южной Осетии.



Данила Гальперович: После раунда переговоров в Москве и Тбилиси, проведенного представителями Евросоюза, все очень стремятся подсчитать очки, что называется, кто выиграл, кто проиграл в геостратегическом плане, кто показал, что он мощен во внешней политике. Многие сходятся на том, что Евросоюз отдельно от США проявил себя достаточно самостоятельно и серьезно, попытавшись замирить Россию и Грузию и установив точную "Дорожную карту", когда и как выводятся российские войска, отводятся грузинские войска и вводятся международные миротворцы.


Многие полагают, что все-таки, конечно же, Россия в тактическом плане немножко выиграла, потому что теперь уже очевидно, что Абхазия и Южная Осетия говорят напрямую с ней. Но политолог Дмитрий Орешкин полагает, что этот выигрыш, вполне возможно, не так очевиден, как кажется на первый взгляд.



Дмитрий Орешкин: В статическом плане вроде бы, если у России была идея поддержать независимость этих стран, то она этого добилась. Другой вопрос - что это несет в долгосрочной стратегии. А вот здесь как раз мне кажется, что Россия получает огромное и нарастающее число проблем, начиная от утраты репутационного капитала в глазах международного сообщества и кончая неизбежным продолжением процесса выделения вот этих национальных государств уже на территории России. Учитывая, что после военного конфликта на Северном Кавказе расползлось огромное количество неучтенного оружия. Учитывая, что идеология северокавказских экстремистов становится все более агрессивной и все более трудно управляемой, вопрос о формировании национальных образований и даже суверенных сепаратистских на территории Северного Кавказа становится, к сожалению, все более актуальным. Не в терминах ближайших месяцев и, может быть, даже ближайшего года-двух, но во вполне понятной среднесрочной перспективе.



Данила Гальперович: И надо сказать, что дипломаты самопровозглашенных республик, которые сегодня были в Москве, - это глава МИД Абхазии Сергей Шамба и глава МИД Южной Осетии Мурат Джиоев - пока говорят исключительно о том, что действительно их республики стремятся к полной независимости, что это будут маленькие страны. И это укладывается в ту схему, о которой сказал Дмитрий Орешкин, - процесс провозглашения маленьких национальных государств. Но я напомню, что в российском парламенте уже начались разговоры о последующем возможном, конечно же, присоединении как минимум Южной Осетии к России. Во всяком случае, очень многие депутаты и Государственной Думы, и Совета Федерации говорят о том, что это вопрос если не ближайшего, то достаточно просматриваемого будущего.


XS
SM
MD
LG