Ссылки для упрощенного доступа

Раскол в Радикальной партии Сербии


Ирина Лагунина: Скрытый кризис в Радикальной партии Сербии превратился в полный раскол как его руководства, так и рядовых членов партии. Конфликт стал открытым после того, как на минувшей неделе заместитель председателя радикалов Томислав Николич, руководящий партией в отсутствии ее лидера Воислава Шешеля, отвечающего перед Международным Гаагским трибуналом за военные преступления, выступая в парламенте, поддержал Соглашение с Европейским союзом, которое должно в будущем обеспечить вступление Сербии в ЕС.



Айя Куге: Через пару часов после выступления Николича, Шешель из Гааги отдал распоряжение руководству партии поменять прежнее решение и соглашение не поддержать. Его заместитель Томислав Николич, отказываясь выступать в роли марионетки Шешеля, моментально подал в отставку со всех постов, которые он занимал в Радикальной партии. Томислав Николич.



Томислав Николич: Я больше не могу поддерживать мораль председателя Сербской радикальной партии, его идеологию и политику, которая не считается с будущим Сербии. В том, как теперь себя ведёт моя партия, я не узнаю ту партию, которую поднимал, лелеял и развивал. Я не вижу своих соратников в людях, показавших своё настоящее лицо, проклявших моих внуков, открыто лгущих о том, какой была наша договорённость по поводу ЕС.


Спускается занавес над одной партией. Может быть, поднимется занавес над другой, новой партией. Однако того, что до сих пор представляла собой Сербская Радикальная партия, больше не существует.



Айя Куге: Мало кто в Сербии мог прогнозировать, что радикалы, ранее твёрдые противники европейской интеграции, могут расколоться по шву «проевропейства» и «антиевропейства». В течение пяти лет Томислав Николич фактически руководил радикалами, хотя ему постоянно приходилось считаться с диктатом Воислава Шешеля. Рейтинг Николича в Сербии очень высокий – он на втором месте по популярности, после президента страны Бориса Тадича. Николич был кандидатом на пост президента минувшей зимой, и по итогам голосования отстал от Тадича лишь на 100 тысяч голосов. Правда, в Сербии говорят, Николич в скором времени так и так вынужден бы был уйти в тень. Предположительно уже в начале будущего года в Сербию может вернуться председатель партии Воислав Шешель. Длительный срок заключения ему не грозит, а пять лет, проведенных в гаагском следственном изоляторе, будут зачтены как отбывание наказания. Но когда в 2003 году Шешель отправился в Гаагу, Радикальная партия имела поддержку восьми процентов избирателей, а теперь – более тридцати. Почему же при таком хорошем результате Томислав Николич оказался в ситуации, когда его практически выгоняют из собственной партии? Произошёл ли среди радикалов


идеологический, концептуальный раскол, или ведётся борьба за то, кто хозяин партии? Директор влиятельной белградской неправительственной организации Центр за свободные выборы и демократию Марко Благоевич.



Марко Благоевич: Вероятно это комбинация обеих факторов. Частично существуют концептуальные разногласия, но основные разногласия на частном, личном уровне. На это указал и сам Томислав Николич. В течение того времени, пока Николич в оперативном смысле руководит партией, она очень мудро следила за тенденциями в стране, менялась и держалась на верху политического спектра. Несмотря на то, что после последних выборов радикальной партии не удалось взять власть, отдельно взятая, она является самой сильней в стране. Она показала, что способна меняться, в зависимости от настроений избирателей менять приоритеты. В начале это был национализм, который со временем всё больше уступал место теме жизненного уровня. Именно то, как народ живёт и выживает, было главной темой радикалов в последней предвыборной кампании. Так они привлекали людей, которым живётся плохо, которые не надеются, что их жизнь может существенно измениться, если не произойдёт смена политических лидеров, руководящих страной.



Айя Куге: Рядовые члены Радикальной партии и её сторонники теперь выглядят растерянно. Томислав Николич 18 лет считался ближайшим соратником их кумира Воислава Шешеля, а теперь партийное руководство, во главе с Шешелям, называет его предателем, который, якобы, отказался от идеологии радикалов и нарушил их репутацию непоколебимых сербских националистов. Кто эти граждане Сербии, которые поддерживают радикальную партию?



Марко Благоевич: Избиратели радикалов - люди разные. Есть те, кто поддерживает их из-за национализма. Это искренние националисты, их примерно 10% от всех избирателей в Сербии, примерно 500-600 тысяч человек. С другой стороны к ним примыкают люди, которые живут бедно, так называемые жертвы переходного периода, которых намного больше, чем националистов. Именно поддержка на выборах со стороны жертв переходного периода превратила Радикальную партию в сильнейшую партию в Сербии.



Айя Куге: Марко Благоевич считает, что Томислав Николич не изменил националистической идеологии, но лишь приспособился к реальности. Ведь большинство граждан Сербии выступают за европейскую интеграцию страны.



Марко Благоевич: После весенних выборов стало понятно, что путь Сербии в состав Евросоюза неотвратим, что во время мандата нынешнего правительства возвращение к старому больше невозможно, или что, по крайней мере, легким оно не будет. Сербской радикальной партии, очевидно, стало понятно, что уже перед следующими выборами сопротивление европейской интеграции просто потеряет смысл. Поэтому, как мне кажется, радикалы решили постепенно менять свою политику, вовремя приучить своих избирателей к новой политике, к новым обстоятельствам, которые их ожидают в относительно близком будущем.



Айя Куге: Белградские аналитики считают, что кризис в Радикальной партии будет иметь серьёзные последствия для политической жизни в стране. Профессор политических наук Вукашин Павлович.



Вукашин Павлович: Мне кажется, что с отставкой заместителя председателя Николича в Радикальной партии произошло политическое землетрясение. Отставка сильно повлияет на внутренние отношения в самой партии, будет иметь серьёзные последствия для сербской политической жизни и отразится на международной позиции Сербии. Взявшись руководить Радикальной партией после отъезда Шешеля в Гаагу, Николич постепенно заручился поддержкой значительной части избирательного корпуса Сербии. И помог ему в этом именно его стиль, который отличался от стиля остальных радикалов. В своих выступлениях перед выборами он ясно отвернулся от прежнего воинствующего национализма и начал заниматься социальными вопросами. Николич пытался направить партию от экстремизма правого толка к правому консервативному центру, стараясь при этом поддерживать диалог со всем политическим силам и в Сербии, и в мире.



Айя Куге: Ситуация сложилась любопытная. Демократически ориентированные и либеральные средства информации теперь называют Томислава Николича мудрым прагматиком и реформатором, одновременно ликуя по поводу раскола Радикальной партии. Но ещё в начале года, перед президентскими выборами, они утверждали, что если бы Николич стал президентом, Сербию бы снова проглотил мрак националистического экстремизма. В чём Николич отличается от своего учителя Воислава Шешеля? Директор организации «Правовой форум» Владимир Тодорич.



Владимир Тодорич: Томислав Николич отличался от Шешеля тем, что Шешель является политическим идеологом, с претензиями быть родоначальником территориальной экспансии Сербии, осуществления программы Великой Сербии. Николич - не идеолог, он политик, его главная цель – увеличить рейтинг партии и победить на выборах. У Николича другой стиль. Он дарит розы женщинам, обращает внимание на бедные слои населения, поднимает вопросы социальной справедливости, не носит пистолет, никому не угрожает оружием, как Шешель. Оказалось, что достаточно Николичу быть чуть нормальнее, как его сразу провозгласили реформатором и современным политиком. Однако крайне важно, что будет с Сербской радикальной партией. Сербии нужна альтернатива. Плохо для демократии и общества, когда нынешней власти никто не противостоит. Нам нужна нормальная оппозиция, имеющая силы крепить в будущем.



Айя Куге: Томислав Николич утверждает, что добровольно партию не покинет, но не известно, ограничится ли партия только дисциплинарными мерами. На сегодняшний день аналитики оценивают, что Воиславу Шешелью удалось сохранить контроль над радикалами и предупредить широкую поддержку Николича.


XS
SM
MD
LG