Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Сработают ли российские угрозы относительно американской противоракетной обороны? Один из крупнейших инвестиционных банков готов отдаться богатому покупателю. Почему иммигранты предпочитают Соединенные Штаты?



Юрий Жигалкин: Сработают ли российские угрозы относительно американской противоракетной обороны? Один из крупнейших инвестиционных банков готов отдаться богатому покупателю. Почему иммигранты предпочитают Соединенные Штаты? Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


«Россия угрожает взять под прицел американский антиракетный щит» - такой заголовок доминировал в четверг в сообщениях информационных агентств о заявлении Владимира Путина, предупредившего Польшу и Чехию о том, что на них будут направлены российские ракеты сразу после установки антиракетных комплексов в этих странах. Почему российские лидеры продолжают выступать с заявлениями, которые, казалось бы, лишь добавляют сторонников американской идее противоракетной обороны? Я задал этот вопрос Дэвиду Саттеру, сотруднику Гуверовского института, бывшему корреспонденту "Файнэншл Таймс" в Москве.



Дэвид Саттер : Я думаю, что для Москвы совершенно не важно, работает ли такой подход в отношении Соединенных Штатов и их союзников, собирающихся принять противоракетные системы. Для России - это инструмент внутриполитической игры. Такие заявления возбуждают националистические настроения, я бы сказал, империалистические импульсы - это, что необходимо властям и, по-видимому, многим россиянам. Удивительно, но ведь даже Солженицын выразил удовлетворение, считая, что наконец-то Россию воспринимают серьезно. Очень прискорбно, что Москве добивается этого серьезного отношения, выступая в роли негативной силы в международных отношениях, но в российском руководстве, по-видимому, считают, что лучше такое внимание, чем никакого.



Юрий Жигалкин: Тем не менее, кое-кто считает, что Россия добилась желаемого, ослабив, прозападный режим в Грузии и заставив других соседей относиться к себе с большим уважением?



Дэвид Саттер : В долгосрочной перспективе Россия проиграла. И если посмотреть на действия властей в историческом контексте, то очевидно, на мой взгляд, что они втянули страну в процесс затяжного самоубийства. Их интересы не совпадают с интересами страны, их стратегия контрпродуктивна. Потому что она уничтожает стимулы для создания демократических институций, жизненно необходимых России, потому что она превращает страны, которые бы могли быть друзьями, во врагов, потому что не позволяет России интегрироваться в цивилизованный мир, подрывая модернизацию так необходимую ей. Да, Россия, сокрушила Грузию, но это не является гарантией стабильного будущего ни для России, ни для ее соседей.



Юрий Жигалкин: В тоже время противоракетные системы, вы считают, будут установлены, несмотря на протесты России?



Дэвид Саттер : Естественно, они будут построены. Если бы русские испытывали реальные опасения по этому поводу, они бы боролись не с американцами, а сделали бы все, чтобы не позволить Ирану создать ядерное оружие. Самое удивительное во всем этом то, что Москва жалуется на американские противоракетные системы в то время, как именно ее поведение способствует созданию угрозы и заставляет предпринимать такие акции.



Юрий Жигалкин: Американский политолог и публицист Дэвид Саттер комментировал очередные российские предупреждения в адрес Польши и Чехии.


В еще одном признаке усугубляющегося финансового кризиса - под угрозой краха оказался один из крупнейших мировых инвестиционных банков Lehman Brothers , не располагающий средствами, чтобы выполнить все свои финансовые обязательства. В четверг руководство фирмы ведет экстренные переговоры о продаже банка покупателю с деньгами. Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов : Этот банк только в третьем квартале нынешнего года потерял почти 4 миллиарда долларов. За последний год акции банка упали на 93 процента. Крах очередного банка связан всё с тем же банковским кризисом, вызванным беспечной выдачей ипотечных кредитов. В результате потери банков составили в общей сложности 300 миллиардов долларов. Если Lehman Brothers , существующий 158 лет, будет продан, многие из 26 тысяч сотрудников фирмы потеряют работу.


Ещё недавно иностранные компании или правительства поспешили бы купить подешевевший американский банк, как это сделали Кувейт и Абу-Даби, ставшие совладельцами «Сити-банка», или правительство Сингапура, ставшее совладельцем компании «Меррилл Линч». Некоторые американские политики выразили беспокойство тем, что иностранцы скупают по частям инфраструктуру Америки. В связи с этим эксперт по глобальному бизнесу Адам Дэвидсон сказал:



Адам Дэвидсон : Мы пока не видим, чтобы иностранцы спешили купить Lehman Brothers . Ещё 8 месяцев назад Абу-Даби, Кувейт, Сингапур или Китай воспользовались бы случаем. Проблема не в том, что у них нет денег. У Абу-Даби найдутся лишние 800 миллиардов долларов для инвестиций, у Сингапура - сотни миллиардов, у Китая - более триллиона. Но они понимают, что Вашингтон не позволит им приобрести контрольный пакет акций. Им позволят стать владельцами 5-10 процентов акций американских банков. В Америке существуют очень строгие ограничения, которые не позволяют иностранцам играть решающую роль в управлении банком. Ещё год назад это иностранцев устраивало. Но теперь они говорят: «Управление банками было плохим, и мы не станем вкладывать в них свои деньги, если не получим власть». Раз деньги не придут из-за границы, то спасения ожидают от правительства США.



Ян Рунов : Нынешний финансовый кризис, по мнению экспертов, ещё не скоро будет преодолён. Условия выдачи кредитов остаются очень жёсткими. Слияния финансовых компаний теперь редки. Институционные инвесторы от крупных инвестиций воздерживаются.


Lehman Brothers может последовать за недавно лопнувшей инвестиционной фирмой Bear Stearns , поспешно купленной банком JPMorgan Chase при посредничестве правительства США. В трудном положении оказались также крупнейшие инвестиционные корпорации США Merrill Lynch , Goldman Sachs и особенно сберегательный банк Washington Mutual .



Юрий Жигалкин: Кандидат в вице-президенты от Республиканской партии Сара Пэйлин в своем первом обширном интервью заявила о готовности проявить решительность в отношениях с Россией. «Мы не вернемся к "холодной войне", - заявила губернатор Аляски, - но мы должны продемонстрировать поддержку Грузии». Это могут быть, по ее словам, экономические санкции, дипломатическое давление. Мы должны постоянно держать в поле зрения Россию и Путина, его желание контролировать не только небольшие демократические страны. На настойчивый вопрос ведущего телекомпании Эй-Би-Си вступили бы Соединенные Штаты в конфликт с Россией по поводу Грузии, если бы Грузия была членом НАТО, Сара Пэйлин ответила, возможно, да, поскольку это предусматривают союзнические обязательства.


На следующей неделе американские законодатели намерены принять решение, которое может привести к значительному падению цен на нефть. Члены палаты представителей, скорее всего, одобрят законопроект, открывающий для бурения американский прибрежный шельф. Рекордные цены на бензин стали решающим аргументом, переломившим многолетнее сопротивление демократов идее прибрежной добычи нефти. Мораторий на такие работы был введен около тридцати лет назад после нескольких катастрофических утечек нефти. Демократы поддержали инициативу республиканцев, обусловив свое согласие отменой налоговых послаблений нефтяным компаниям, введенным для стимулирования нефтяной разведки и добычи.


Несмотря на многочисленные глобальные опросы, свидетельствующие об устойчивом антиамериканизме, Соединенные Штаты остаются желанной обетованной землей для тех, кто ищет лучшей жизни. По данным организации экономического сотрудничества и развития, из четырех миллионов мигрантов, переехавших в две тысячи шестом году на жительство в другие страны, треть выбрала Америку. Следующей по привлекательности для иммигрантов страной была Великобритания, но туда перебрались лишь триста сорок тысяч человек. Рассказывает Владимир Морозов.



Владимир Морозов: В Нью-Йорке можно услышать присказку о том, что, мол, город унаследуют иммигранты. Именно так - «Город в наследство» - называется исследование, проведенное недавно по инициативе фонда Russel Sage . Один из выводов исследования - иммиграция в США так велика, потому что второе поколение новоселов, то есть их дети (не только здесь родившиеся, но и привезенные сюда детьми) к 20 годам становятся американцами.


В ходе исследования были проведены подробные беседы с 3 тысячами молодых людей, родители которых приехали в США 20-30 лет назад из Китая, России, Доминиканской республики, стран Латинской Америки и с островов Карибского моря. Говорит профессор Нью-Йоркского университета Филип Казиниц.



Филип Казиниц : Дети коренных нью-йоркцев (афроамериканцы, белые и латиноамериканцы), считают, что когда тебе плюс-минус 20 лет, ты должен жить отдельно от родителей. А дети иммигрантов, как правило, дольше живут в родительском доме. В этих семьях сильнее контроль старших. Дети успешнее начинают взрослую карьеру.



Владимир Морозов: Действует пример старших, которые делают все возможное, чтобы преуспеть в Америке. И давление этих старших. Энита Титова и Лев Боровский, которые прибыли из России, когда им было соответственно 10 и 12 лет, с детства помнят наказы - ты должен преуспеть хотя бы ради своих родителей.



Энита Титова : Во многих семьях иммигрантов из России, если ты не имеешь высшего образования, на тебя смотрят свысока.



Лев Боровский : До сих пор я слышу от родителей, что, мол, они приехали в Америку из-за меня.



Владимир Морозов: Еще сильнее культ успеха в китайских семьях, где 5 из 6 детей поступают в одну из лучших школ Нью-Йорка - S tuyvesant. Родители могут не знать ни слова по-английски, но у них нет сомнений в том, где будет учиться их ребенок. Кристина Карпио, родители которой приехали из Эквадора, считает, что именно благодаря этой школе она затем смогла попасть на медицинский факультет.



Кристина Карпио : Мама боялась посылать меня в S tuyvesant. Мол, как так, ребенок поедет один на сабвее. И сначала меня возила в школу старшая сестра, а потом она убедила маму, что я знаю дорогу и могу ездить одна.



Владимир Морозов: Обследование показало, что чернокожие выходцы с Островов Карибского моря добиваются большего, чем афроамериканцы, давно живущие в Нью-Йорке. А китайцы и русские часто более успешны, чем белые американцы, родившиеся в стране.



Юрий Жигалкин: Этой корреспонденцией Владимира Морозова мы завершим очередной выпуск рубрики «Сегодня в Америке». Всего доброго!



XS
SM
MD
LG