Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Бернштам: "Финансовый кризис перейдет в общеэкономический"


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.



Сергей Тарасов: О перспективах падения финансовых гигантов беседует Юрий Жигалкин с профессором Михаилом Бернштамом, сотрудником Гуверовского института.



Юрий Жигалкин: Глубокое отчаяние, царившие на Уолл-стрит в понедельник, сменилось во вторник внезапной надеждой после того, как стало известно, что Федеральная резервная система берет под свой контроль крупнейшую страховую компанию "Америкен Интернэшнл Груп", которой, как считали, угрожало банкротство. Перспектива падения страхового гиганта, чьи акции упали за неделю на 90 процентов, страшила Уолл-стрит, поскольку эта компания страховала ценные бумаги ведущих американских корпораций, и ее крах мог вызвать тяжкие последствия для всего финансового рынка. Инвесторы ответили на эту новость скупкой акций, основные рыночные индексы поднялись в среднем на 1,5 процента. Однако затяжные рыночные метания из одной крайности в другую, согласно профессионалам, считаются плохой приметой. Нечто подобное, например, происходило в 1929 году, накануне Великой депрессии, которая, кстати, все чаще упоминается комментаторами в контексте нынешних событий. Могут ли эти встряски рынков стать предвестником более серьезных потрясений? Именно в таком контексте я попросил оценить происходящее на мировых финансовых рынках профессора экономики, сотрудника Гуверовского института Михаила Бернштама.



Михаил Бернштам: По мнению бывшего председателя центрального банка Соединенных Штатов Алана Гринспена, финансовый кризис по своей глубине, по своему размаху действительно приблизился к тому, что было на финансовых рынках перед Великой депрессией. Но при этом большинство наблюдателей считают, что это не очень значительно отразится на реальной экономике, то есть не будет глубокого спада производства, но финансовые рынки в кризисе, и очень многие финансовые организации просто обанкротились или обанкротятся. Финансовый кризис, безусловно, переходит и перейдет в общеэкономический кризис по той простой причине, что уменьшается кредит в экономике и, соответственно, реальный сектор от этого пострадает, производящим компаниям будет очень трудно занимать деньги. Но это не означает той Великой депрессии, в которой экономика упала на 30 процентов и безработица достигла 25 процентов. Этого не произойдет по той простой причине, что Федеральная резервная система страхует банки, коммерческие банки и, соответственно, не даст возможность сократиться денежной массе.



Юрий Жигалкин: А известно ли достоверно, чем была вызвана Великая депрессия? Насколько я понимаю, единого мнения на этот счет нет?



Михаил Бернштам: Большинство специалистов считают, что Великая депрессия была вызвана тем, что крах банков, именно коммерческих банков, привел к тому, что вся депозитная масса пропала, раз банки рухнули, и, соответственно, уменьшилась денежная масса, резко сократился кредит, и тогда сократилась экономика. Вот Федеральная резервная система с тех пор страхует банки и за счет этого не позволит сократиться денежной массе. До тех пор, пока не произойдет сокращение денежной массы, реальная экономика сильно не пострадает. Но, разумеется, правильно Федеральная резервная система заявила во вторник в своем заявлении, что экономический рост либо замедлится, либо даже в течение 2008-2009 года возможна рецессия, хотя слово "рецессия" они не произнесли.


XS
SM
MD
LG