Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты: Рынок может спасти снижение резервов


"Тут очень сложно прогнозировать, что будет в дальнейшем"
"Тут очень сложно прогнозировать, что будет в дальнейшем"
Российский рынок акций в среду так и не возобновил торги, прерванные по требованию регулирующих органов в полдень. ФСФР приказала биржам представить свои предложения по нормализации к 17 часам, однако о таких предложениях до сих пор ничего неизвестно.

Крупнейшие российские фондовые биржи в среду приостановили торги по предписанию Федеральной службы России по финансовым рынкам. Торговая сессия открылась ростом, однако затем падение возобновилось и к полудню основные индексы снизились примерно на 4-6%. Накануне по итогам торгов главные индексы на внутреннем фондовом рынке упали сразу на 12-18%, причем наибольшее падение котировок - от 20% до 40% - было отмечено в банковском секторе и электроэнергетике.


По мнению экспертов, столь резкое падение рынка могло быть вызвано не только событиями на международных финансовых рынках, но и внутренними причинами. Руководитель отдела акций инвестиционной группы «КапиталЪ» Константин Гуляев полагает, что на последних двух торговых сессиях превалировали внутренние причины, и паника на российском рынке довльно контрастно выглядит по сравнению с умеренным снижением на западных и развивающихся рынках. Более того, «сегодня, вообще, складывался позитивный внешний фон как на рынках западных европейских, так и на рынке нефти. В принципе, вчера Америка торговалась весьма неплохо. Это привело к закономерному "гэпу" в начале торгов на российском рынке и достаточно существенному отскоку котировок по ведущим бумагам до 10-12%. Но потом мы вновь увидели возврат к паническим настроениям вчерашней сессии. И опять многие бумаги, которые торговались в плюсе на 10%, потом упали на 25%. В частности, это были банки. Тут, наверное, уже внешними какими-то факторами это объяснить трудно. Скорее всего, речь идет о том, что в условиях нехватки ликвидности инвесткомпании вынуждены продавать, закрывать свои позиции. Мы видим, что лавина продаж на российском рынке, к сожалению, не находит поддержки со стороны покупателей. Мы видим, что ценовые уровни складываются достаточно неадекватные по некоторым бумагам. Это уже многолетние минимумы. Конечно, такое, наверное, бывает действительно раз в 10 лет. Такое случается. Тут очень сложно прогнозировать, что будет в дальнейшем».


С этим мнением согласна и главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова, считающая, что банковский сектор уже вошел


«в ситуацию кризиса доверия, то есть существуют очень большие опасения, подозрения у разных участников рынка, что может быть какие-то банки в результате этого падения индекса РТС могли пострадать, может быть, у них на балансах тоже затаились какие-то убытки. Это, конечно, всех заставляет очень осторожно выдавать друг другу кредиты. По сути, межбанковский рынок у нас потерял свою функцию для того, чтобы передавать ликвидность от одного банка к другому. Именно поэтому мы видим рекордный спрос на поддержку Центрального банка от Минфина. Но вот эта ситуация, наверное, кризиса доверия как раз то, что нас отличает от состояния европейских или американских рынков».


На этом фоне министерство финансов России в среду вновь повысило лимит объема свободных средств федерального бюджета, которые могут быть временно размещены на счетах в коммерческих банках с целью повышения уровня их ликвидности - более чем до 1,5 триллиона рублей. Могут ли эти решения изменить ситуацию на рынке - ведь наличие денег вряд ли способно повлиять на желание игроков покупать бумаги в нынешней ситуации.


Константин Гуляев продолжает: «От этого не прибавится, согласен, желания покупать акции, по крайней мере, не настолько, чтобы спровоцировать какой-то большой спрос. Но от этого может уменьшиться желание продавать акции. А вот это тоже немаловажно».


Сейчас российским властям необходимо не только увеличить предложение денег, но и расширять число банков, имеющих возможность воспользоваться этой помощью. Наталия Орлова полагает главной проблемой ограниченный доступ банкам к аукционам Минфина, всего 25-30 банков. «Та дополнительная поддержка, о которой сегодня Минфин сказал, - это средства, которые будут направлены в Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, то есть в три крупнейших государственных банка». Говоря о других банках, Наталья Орлова напоминает, что у них есть доступ к ликвидности через механизм межбанковского РЕПО (когда банки получают средства под залог в ЦБ облигаций наиболее крупных компаний, таких банков всего около 30). «У нас проблема доверия возникает оттого, что есть крупные банки, они имеют доступ к ликвидности, к поддержке, но есть очень большое число мелких банков. И у них нет на балансах облигаций, которые могли бы заложить в Центральный банк. У них недостаточно высокие рейтинги, чтобы получить средства от Минфина. Скорее всего, у многих этих банков качество кредитного портфеля тоже недостаточно хорошее. Именно эти банки, собственно, и создают эту проблему дополнительного спроса ликвидности, проблему доверия, которую мы сейчас видим».


Руководитель отдела акций инвестиционной группы «КапиталЪ» Константин Гуляев беспокоится, «чтобы деньги пришли к тем игрокам, которые оперируют на фондовых рынках». То, что Минфин может продлить сроки размещения бюджетных средств на депозитах банков вплоть до 3-6 месяцев, Гуляев считает очень позитивным шагом. «В этом направлении следует продолжать работу. Но пока у игроков фондового рынка не будет оперативного доступа к ликвидности по приемлемым ценам, на российском рынке проблемы останутся. И, возможно, могут продолжиться продажи, даже несмотря на то, что внешний фон более или менее стабилизировался после вчерашнего и позавчерашнего негатива».


Но можно ли исправить ситуацию на рынке акций только повышением ликвидности в банковском секторе или для этого необходимы более радикальные шаги? Главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова считает, что положение на рынке акций наименее важно с точки зрения фундаментальной ситуации, потому что на рынке акций было очень небольшое количество крупных банковских игроков. Самое главное, считает Натллия Орлова, «чтобы межбанковский рынок продолжал функционировать, чтобы Центральный банк занимал какую-то такую активную позицию». В качестве примера подобных шагов г-жа Орлова предложила «объявление о возможном сокращении, экстренном сокращении, фонда обязательных резервов. Это мера, которая позволит поддержать ликвидность не только крупных банков, но, собственно, всех российских банков».


Константин Гуляев согласен с тем, что снижение нормативов обязательного резервирования оздоровит ситуацию на рынке:


«Для повышения ликвидности это - это очень действенный шаг. Он повлечет за собой предоставление ликвидности не только некоторым банкам. Снижение ФОР - это, безусловно, мера, которая повлияет на увеличение ликвидности всех банков. Но, с другой стороны, ЦБ вынужден балансировать постоянно, потому что ранее норма обязательного резервирования повышалась. Это делалось в русле антиинфляционной политики. Сейчас ситуация с ликвидностью такова, что требуется, наоборот, оперативное снижение».


***


Вечером в среду Центральный банк все-таки принял решение о весьма значительном снижении норм обязательного резервирования для коммерческих банков. Новые правила будут действовать по крайне мере до февраля 2009 года, когда эти нормативы планируется вновь повысить.




XS
SM
MD
LG