Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Красота в голову. Херст побил мировой рекорд продаж


Дамиен Херст. Физическая невозможность смерти в сознании живущих. 1991 год

Дамиен Херст. Физическая невозможность смерти в сознании живущих. 1991 год

На прошедших торгах в лондонском аукционном доме Sotheby’s английский художник Дамиан Херст [Damien Hirst] установил мировой рекорд аукционных продаж. Он выручил свыше двухсот миллионов долларов за свои работы.


На двухдневный аукцион работ Херста в Sotheby’s под названием «Красота навсегда вошла в мою голову» было выставлено 223 его работы. И только пять из них не были проданы. Общая сумма выручки — двести миллионов семьсот пятьдесят две тысячи долларов — мировой рекорд продаж работ одного художника. Центральные работы Херста — инсталляции «Золотой телец» (теленок в формальдегиде с позолоченными рогами) и «Королевство» (тигровая акула — также в формальдегиде и аквариуме) были проданы соответственно за 18 и 17 миллионов долларов.


Аукцион Херста — первый и пока единственный аукцион в мир, посвященный работам только одного из живущих художников. Новшеством стало и то, что на аукционе были выставлены только новые, ранее не продававшиеся и не находившиеся в галереях работы. За 11 дней предпродажную выставку работ Херста в Sotheby’s посетили более 21 тысячи человек. Интерес к ней был огромен, и торги проходили бурно.


Бесспорно, что Дамиен Херст сейчас самый коммерчески успешный художник в мире. Однако критики и искусствоведы расходятся в оценке художественных достоинств его произведений. Вот как сам художник объясняет свое творчество: «Меня всегда пугали музеи своей затхлостью и пылью. Там царит смерть. Если ты живой человек, то ты слишком занят, чтобы оглядываться вспять. Это чувство у меня с юности. Я был панком и слишком юн, чтобы всем этим заниматься. Жизнь била ключом, мне все это было безразлично, и я не оглядывался назад. Уже тогда я обратил внимание на коммерческую сторону искусства. Меня поразило тогда, что ты не просто создаешь, скажем, картину, а меняешь мир, изменяешь взгляд людей на него. Создавая произведение искусства, глядя на рекламу на телевидении, иллюстрации в прессе, людей, покупающих мои работы, крутящихся вокруг меня, — все это пробуждает чувство, что я жив».


Одна из центральных тем творчества Херста — смерть. Известность ему принесла серия работ мертвых животных, помещенных в раствор формальдегид. Возможно, тема смерти была навеяна 43-летнему художнику в молодости, когда студент Художественной школы Херст подрабатывал в морге. Сам он считает, что эта тенденция в его творчестве с возрастом изменилась: «Это обычное мое царство, — говорит Дамиен Херст. — Я всегда стараюсь отослать зрителя к Богу или к царству животных. Важно, чтобы художественный объект был небольшим. Надо сказать, что с возрастом, когда я старею как художник, эта тенденция уменьшается. Я могу быть по-своему и трагичным. Вот эта акула, ставшая объектом моей работы, просто испугала меня, когда я впервые ее увидел. Первое, что я сделал, было именно это. Мне нравится мысль, что минимализм — это сила, противостоящая жизни или Богу. В этом всегда есть отсылка к искусству. Однако у меня часто возникает подозрение, что это отдаляет нас от жизни. Вот почему я предпочитаю находить темы для своих работ в реальной жизни, а не в художественных галереях».


Художественный критик газеты Daily Telegraph Мэтью Коллингз [Mattew Collings] задается вопросом — кто же покупает экстравагантные работы Херста? — и приходит к выводу, что огромные деньги за них платят люди, которые видят в них не столько произведения искусства, сколько возможность инвестировать в них значительные суммы в момент, когда мировая финансовая система утрачивает стабильность. Возможно, в этом и состоит разгадка тайны невиданного коммерческого успеха британского художника.


XS
SM
MD
LG