Ссылки для упрощенного доступа

Безразличное настоящее. До исторического архива никому нет дела


«Богатства, которые хранятся в Российском государственном историческом архиве чрезвычайно важны для науки»
«Богатства, которые хранятся в Российском государственном историческом архиве чрезвычайно важны для науки»

Государственный исторический архив в Петербурге, переехавший из здания Сената и Синода на Заневский проспект, до сих пор не работает. Историки жалуются, что их работа оказалась парализованной.


Переезд государственного исторического архива из зданий Сената и Синода, сопровождавшийся скандалами и энергичными протестами общественности, обошелся в 392 миллиона рублей бюджетных денег, а новый комплекс зданий на Заневском проспекте, 36, стоил 3 с лишним миллиарда рублей. Он торжественно открылся больше года назад, и на этом история закончилась — архив до сих пор закрыт. Главная проблема — в нехватке кадров, которых едва хватает на то, чтобы хранить документы и отвечать на удаленные запросы по электронной почте. Зарплаты здесь так малы, что работать сюда никто не идет.


«Кадров не хватает, — подтверждает заместитель директора архива Евгений Милетин. — Как и во всех федеральных учреждениях, в том числе и в связи с низкой зарплатой».


Все же в октябре архив должен открыться — правда, только частично. Он будет работать не в полную силу сначала, откроется поэтапно и работать будет неполную неделю.


Такое положение дел очень тревожит тех, кто напрямую зависит от архива, то есть историков. Ученый секретарь Петербургского института истории Российской академии наук Борис Дубенцов говорит, что с годами предпринимались исследования, относящиеся к периоду XIX — начало XX века, его охватывает собрание архива. Те богатства, которые хранятся в Российском государственном историческом архиве чрезвычайно важны для науки. Если обратить внимание на наиболее актуальные проблемы в истории России XIX сегодня, то видно, что внимание общественное к ним увеличивается, а между тем доступ в архив остается невозможным».


«Кадровый вопрос в архиве старый, он возник задолго до переезда, — говорит Борис Дубенцов. — Когда-то архив обеспечивался тем, что он принадлежал к МВД, к тем самым структурам, которые в стране наводили страх и ужас. Но зато те, кто работали в архиве, имели определенный статус, приличную зарплату и их положение было прочным. Затем ситуация стала меняться. Зарплата была очень маленькая, архив большой, масса технической работы, которая, может быть, и не требует особо высокой квалификации, но тем не менее требует людских рук».


Историки считают, что без поднятия зарплат и самого статуса архивного работника нечего говорить о достойном сохранении памяти страны. Между тем, уже пять лет ученые не имеют доступа в архив, не могут в полную силу работать над диссертациями — сначала из-за подготовки к переезду, потом из-за самого переезда, теперь из-за отсутствия персонала.


XS
SM
MD
LG