Ссылки для упрощенного доступа

Петербургские экологи встревожены вырубками в природном парке "Вепсский лес"


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Михаил Саленков: Петербургские экологи встревожены положением, создавшимся в государственном природном парке "Вепсский лес". По их сведениям, лесопарк уничтожается, на территории ведется рубка деревьев, что запрещено законом. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (экологи приводят три статьи - 12-ю, 102-ю и 103-ю) и правилами заготовки древесины, в защитных лесах допускаются только выборочные рубки, сплошные же рубки в природном парке - прямое нарушение действующего законодательства. Гринпис России и экологическое движение "Зеленая волна" требуют рубки прекратить.



Татьяна Вольтская: "Вепсский лес" - это уникальная природная территория. Здесь сохраняются в первозданном виде множество прекрасных озер и рек, богатых рыбой, нетронутые участки тайги с разнообразным растительным и животным миром. Это земля одной их малых российских народностей - вепсов, очень любимая и самими петербуржцами, многие из которых традиционно выезжают сюда на отдых, семьями, приучая детей любить и понимать природу, что особенно важно для горожан. Тем не менее, ни любовь петербуржцев, ни статус природного парка не мешает вести в "Вепсском лесу" массовые рубки. Экологи говорят, что уже два года незаконно уничтожается лес в районе деревни Харгеничи. Формально рубки такого рода разрешены в этой зоне парка, но на деле они приводят к уничтожению последних в области массивов старых хвойных лесов. В этом году под вырубку отведены новые площади. Говорит координатор экологического движения "Зеленая волна" Анастасия Филиппова.



Анастасия Филиппова: Должны быть рубки обновления, при этом вырубаются деревья старовозрастные, которые должны охраняться парком, потому что парк был создан для охраны этих деревьев. Кроме того, есть еще нарушения при самих рубках, иногда вырублены слошные площади, что прямо запрещено в защитных лесах, часть пней оставлена без клеймения. Вырубка, даже на пробных площадях, она запрещена в защитных лесах. Кроме того, хотелось бы, чтобы приостановили дальнейшие рубки.



Татьяна Вольтская: Когда рубят лес, страдают не только деревья - уничтожаются ручьи, из-за чего мелеют реки и озера, в них ухудшается вода, уходит рыба. Таким образом, разрушаются самые привлекательные для туристов природные комплексы, традиционные места сбора грибов, ягод и лекарственных растений. Может быть, самая трудная задача - доказать чиновникам, что нарушения действительно есть, - говорит пресс-секретарь петербургского отделения "Гринпис" Мария Мусатова.



Мария Мусатова: Гринпис России и "Зеленая волна" обратились в Комитет государственного контроля природопользования, экологической безопасности Лениградской области. Мы требуем прекратить эти рубки в парке "Вепсский лес", а также внести изменения в материалы лесоустройства, потому что уничтожение этих уникальных лесов было заранее запланировано лесоустройством. Это значит просто, что вырабки заранее были назначены лесоустройством, то есть была нарушена основная задача парка - сохранение старовозрастных лесов.



Татьяна Вольтская: До сих пор обращения к чиновникам, ответственным за лесопользование, не привели к утешительным результатам.



Мария Мусатова: Они сказали, что ни о каких особо грубых нарушений в природных парках Ленинградской области они не знают.



Татьяна Вольтская: Практика показывает, что по документам все действительно может быть правильно, и только при проверке выясняется, что на самом деле исполнители делали нечто совсем другое.



Мария Мусатова: Я думаю, что, да, как раз может быть, что на деле все совсем по-другому. Очень часто так бывает, что и журналистам, и чиновникам показываются приличные места парка, а те, где проходит рубка леса, они остаются не у дел. Соответственно, нужно добиваться того, чтобы чиновники обратили внимание на эту проблему. То есть в первую очередь необходимо, чтобы существование этой проблемы признали, а потом уже, соответственно, ее решать. Потому что пока, к сожалению, чиновники и руководство парка существование проблемы не признают, хотя, в общем-то, наше обследование территории показало, что там действительно происходят массовые рубки и уничтожение уникальных старовозрастных лесов.



Татьяна Вольтская: Петербургские экологи, обеспокоенные уничтожением заповедников в непосредственной близости к городу, надеются на добрую волю чиновников, - например, на то, что те согласятся на совместную проверку в заповеднике "Вепсский лес". Начальник отдела лесного контроля Комитета государственного контроля экологической безопасности Ленинградской области Михаил Орлов в принципе не исключает такой возможности.



Михаил Орлов: Если это поднимается вопрос населением, то безусловно, эта проблема существует, которая требует своего рассмотрения, исследования и скорейшей проверки. Безусловно, еще до начала жалоб проверка природного парка "Вепсский лес" была запланирована и поставлена в план проверок на четвертый квартал.



Татьяна Вольтская: Однако Михаил Орлов подчеркивает, что Веппский лес не может считаться неприкосновенным, поскольку он не заповедник.



Михаил Орлов: Он является природным парком, как раз и организованным, в том числе, и для осуществления рекреации. В природном парке выделены участки резерватов так называемых, на которых действительно запрещена какая-либо хозяйственная деятельность. А все остальное нужно и необходимо проверять. Эти леса очень интенсивно осваивались еще в 20-х годах, и те участки, где сейчас это проводится, это как раз места сплошных рубок 20-х годов. Поэтому что нам говорить о старовозрастном.



Татьяна Вольтская: То есть чиновники вряд ли согласятся с петербургскими экологами, что нужно охранять старовозрастные леса вокруг города. Теперь остается ждать проверок, которые покажут, есть ли в "Вепсском лесу" незаконные рубки, и если да, то каков их масштаб.


XS
SM
MD
LG