Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Проблема недоедания и насилие над детьми в Польше


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Александр Лемешевский.



Сергей Тарасов : Одна из наиболее острых социальных проблем в Польше сегодня, по мнению общественных организаций, - недоедание детей в неблагополучных семьях и насилие над детьми. О том, как власти пытаются решать эти проблемы, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Варшаве Александр Лемешевский.



Александр Лемешевский: По приблизительным подсчетам, каждый третий польский ребенок в возрасте до 15 лет начинает занятия на голодный желудок. И если в школе нет обеда - заканчивает уроки голодным. Практически каждое новое правительство в своей программе обещало решить, цитата, «наиболее постыдную проблему современной Польши - проблему голодных детей». Не стал исключением и нынешний кабинет министров во главе с премьером Дональдом Туском.



Дональд Туск : Каждый ребенок в государственной начальной школе будет иметь право пообедать. Не нужно будет для этого показывать справки, бумажки, доказывать, что ты для этого достаточно беден!



Александр Лемешевский: Говоря в мае нынешнего года о справках и бумажках, Туск подразумевал, что для того, чтобы получить бесплатный обед, нужно предоставить документ, из которого свидетельствует, что доход на одного члена в семье ниже прожиточного минимума, то есть менее 170 долларов. Школьный обед из трех блюд в Польше стоит в среднем 4 злотых, то есть около 1 доллара 70 центов, а средняя зарплата в стране в начале нынешнего года составляла около 1300 долларов. Тем не менее, проблема существует:



Гражина Пшиходска : Приходит, бывает, к нам школьник и говорит - у меня болит голова, я плохо себя чувствую. Спрашиваем: "Ты ел сегодня что-нибудь?" Отвечает: "Нет».



Александр Лемешевский: Говорит учительница одной из варшавских школ Гражина Пшиходска.


Нередко случается, что родители сами не приносят справок из социальных служб, хотя на бесплатное питание для своих детей имеют полное право. Почему?



Учитель : Дело в том, что многие родители стесняются, не хотят публично показывать, что они живут бедно. Мол, еще на детей пальцем показывать будут, да и самим неприятно признаваться в этом, делиться этим с кем-то...



Александр Лемешевский: Социальные службы и рады бы помочь, но не решена формальная сторона вопроса, не упрощены соответствующие процедуры.



Представитель социальной службы : К сожалению, в таких случаях необходимы документы. Это ведь помощь, которая выделяется на таких же самых принципах, как и любая другая социальная помощь.



Александр Лемешевский: Говорит представитель социальной службы польской столицы.


Правительство работает над тем, чтобы упростить процедуру выделения средств на бесплатные обеды для нуждающихся детей. В парламент передан соответствующий закон - если процедура его принятия пройдет в ускоренном режиме, то вопрос может быть решен в течение трех месяцев.


Еще одна проблема, о которой говорят в Польше все чаще - насилие над детьми в семьях. В апреле нынешнего года, когда весь мир потрясла история семьи из австрийского города Амштеттен, где отец годами держал в подвале и насиловал собственную дочь, польский премьер распорядился составить отчет о насилии над детьми в Польше.



Дональд Туск : Я попросил соответствующее министерство подготовить подробный отчет по этому вопросу. На базе этого отчета будет разработана специальная программа борьбы с насилием по отношению к детям.



Александр Лемешевский: Целиком текст отчета пока не опубликован, однако уже известно, что 15 процентов родителей хотя бы раз применяли силу по отношению к своим детям до того, как они достигли совершеннолетия, а почти каждый десятый родитель делает это регулярно. Немногим более половины польских родителей дают детям так называемые «кляпсы» - шлепки по заднему месту, а 5 процентов признаются, что в результате физического насилия с их стороны у детей остаются синяки. Эксперты не удивляются этим данным.



Вежбяк : Достаточно пойти в магазин, чтобы увидеть родителей, у которых на лицо пробелы в знаниях, что касается воспитания детей. Такие родители начинают трясти ребенка только за то, что он попросит купить леденец. А это уже насилие.



Александр Лемешевский: По данным польской полиции, ежегодно жертвами домашнего насилия в 38-миллионной стране становятся 130 тысяч человек, из них 45 тысяч - несовершеннолетние, в большинстве своем - дети до 13 лет.



Мариуш Соколовский : Цифры, конечно, значительные, причем это такой тип преступлений, когда мы можем утверждать - есть множество случаев, о которых полиция просто не знает.



Александр Лемешевский: Говорит представитель главной комендатуры полиции Мариуш Соколовский.


Комплексной программы борьбы с насилием нужно будет еще подождать, однако кампании защитников прав человека, а также уполномоченного по правам детей приносят свои результаты. Недавно в школе я сам был свидетелем спора ученика третьего класса с родителями. Девятилетний ребенок громко протестовал против этого самого «кляпса» и заявил остолбеневшей маме, что если такое повторится, то он, дословно, «пойдет пикетировать Министерство образования».



XS
SM
MD
LG