Ссылки для упрощенного доступа

Ежегодный доклад Transparency International о восприятии коррупции в мире


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Александр Гостев: Международная организация Transparency International опубликовала очередной ежегодный доклад о восприятии коррупции в разных государствах. Речь идет о том, какую оценку этому социальному злу дают в самих этих странах представители бизнеса и местные эксперты. Традиционно организация обнародует данные исследования в виде списка, в котором каждая страна получает свое место. Россия в докладе Transparency International 2008 занимает 147-ю позицию из 180. Страны, так сказать, самые чистые в этом отношении - Дания, Швеция, Швейцария, Финляндия, Нидерланды. Ухудшили коррупционные показатели среди стран СНГ Россия, Украина и Киргизия. Среди тех, кто добился некоторого успеха, отмечена Грузия. Моя коллега Вероника Боде обсудила российские показатели коррупции в этом списке с Еленой Панфиловой, директором Московского центра антикоррупционных инициатив Transparency International .



Вероника Боде: Елена Анатольевна, почему, на ваш взгляд, Россия занимает такие далекие от начала списка места в рейтингах, которые составляет ваша организация?



Елена Панфилова: Потому что в России насколько высокий уровень коррупции и больше ни по каким иным причинам.



Вероника Боде: В таком случае, почему он остается таким высоким?



Елена Панфилова: В первую очередь в силу того, что ничего системно по противодействию коррупции в последний длительный период времени в стране по большому счету не делалось. Достаточно заметные, яркие инициативы по противодействию коррупции появились только в 2008 году. В мае вновь избранный президент Медведев подписал указ о мерах по предотвращению коррупции, в июле им же было подписан национальный план по противодействию коррупции. Но это произошло совсем недавно и этого отнюдь еще пока само по себе недостаточно, чтобы самим фактом существования этих, в общем-то, важных и нужных документов резко снизить уровень коррупции в стране.


Поскольку у нас довольно длительно ситуацию можно назвать коррупционная стабилизация, вот мы где-то в районе 2 баллов, плюс, минус, то никаких тенденций, кроме того, что тенденции отсутствуют к улучшению, в общем, никаких других тенденций из этого всего не видно. Давайте называть вещи своими именами. Да, конечно, там есть места. Да, конечно, есть баллы. Но вот все, что ниже 3 баллов, я уже довольно давно предлагаю считать национальным позором, и подвижки внутри, 3 балла и ниже, на мой взгляд, рассматривать их как тенденции или какие-то поводы для изучения, по-моему, не имеет смысла этого делать. Потому что, когда все ниже 3-х, это просто национальный позор. И у нас в этом смысле ничего не изменилось.



Вероника Боде: Как производятся эти подсчеты? То есть, собственно, как определяются рейтинги?



Елена Панфилова: Индекс восприятия коррупции это составной индекс, который Transparency International рассчитывает с начала 90-х годов для самого разного количества стран. Для того, чтобы составить индекс восприятии коррупции, Transparency International собирает данные из целого ряда известных исследований, которые проводятся по всему миру крупными исследовательскими организациями, такими, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк реконструкции и развития, Всемирный экономический форум и целый ряд других. В этом году 13 основных источников исследований были использованы для составления индекса восприятия коррупции 2008. Во всех этих исследованиях, которые сфокусированы либо на качестве управления, либо на качестве экономической жизни стран, либо на качестве правовых институтов тех или иных стран, нами вычленяется та часть, которая непосредственно связана с коррупцией, приводится к единому знаменателю и на основании этих данных по показателям двух последних лет этих исследований составляется индекс восприятия коррупции.



Вероника Боде: Какие тенденции вообще в принципе можно отслеживать по этому рейтингу?



Елена Панфилова: По этому рейтингу можно отметить несколько таких многолетних тенденций и краткосрочных тенденций. Многолетние тенденции - это то, что по-прежнему, как это отмечалось уже в предыдущие году, по-прежнему беднейшие страны наиболее страдают от давления коррупции, по-прежнему коррупция становится зачастую непреодолимым препятствием для тех стран, которые пытаются выбраться из бедности, которые в этом смысле полагаются на международную помощь, в том числе на гуманитарную помощь. Те средства, которые выделяются международным сообществом, отдельными станами, правительствами отдельных стран для того чтобы преодолеть проблему бедности, они исчезают в этой коррупционной дыре и не доходят до тех, кто реально в этом нуждается. Эта тенденция, в общем, прослеживается от года к году и, к сожалению, пока, как мне представляется, ни международному сообществу, ни антикоррупционному институту не удалось найти способа решения этой проблемы.



Вероника Боде: Это индекс именно восприятия коррупции, то есть он составляется на основе неких опросов. Скажите, в какой мере это можно считать объективными данными, а в какой отражением ситуации в общественном сознании?



Елена Панфилова: Как и все опросы, это, безусловно, отражение ситуации в общественном сознании, потому что никаких других способов понять, что делается с коррупцией, именно с точки зрения бизнесменов, политиков, чиновников, журналистов и граждан, кроме как опросов, в принципе, не существует.


XS
SM
MD
LG