Ссылки для упрощенного доступа

В Великобритании подводят итоги конференции правящей Лейбористской партии


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Наталья Голицына, Кирилл Кобрин и Андрей Шарый.



Андрей Шароградский: В Великобритании подводят итоги завершившейся в Манчестере конференции правящей Лейбористской партии. Премьер-министр Гордон Браун выступил с концепцией реформ в социальной и финансовой сфере, однако, как полагает большинство обозревателей, этого недостаточно для того, чтобы вывести партию и страну из кризиса.



Наталья Голицына: Пятидневная конференция лейбористской партии проходила в кризисной для правящей партии ситуации. Опросы общественного мнения показывают небывалое снижение ее рейтинга. В стране серьезный финансовый кризис, снижаются экономические показатели, увеличилась безработица. Кроме того, в недрах самой партии зреет заговор против ее лидера: 13 парламентариев-лейбористов требуют его отставки. Многие обвиняют молодого министр иностранных дел Дэвида Милибэнда в лидерских амбициях. На конференции все с нетерпением ждали речи Гордона Брауна, который, как многие надеялись, предложит план оздоровления экономики и четкую стратегию вывода партии из политического кризиса. Впервые в истории лейбористских партийных конференций лидера партии перед его выступлением представляла его супруга - Сара Браун. В своей 58-минутной речи Гордон Браун действительно предложил ряд популистских преобразований в социальной сфере. В планы правительства, сказал он, входит отмена платы за лекарства не только для онкологических больных, что уже практикуется, но и для всех больных хроническими и неизлечимыми болезнями. Бесплатные компьютеры и доступ в интернет будут предоставлены более чем миллиону детей в малоимущих семьях. В течение десяти лет, сказал Браун, всем двухлетним детям будут предоставлены бесплатные ясли. Премьер-министр пообещал также справиться с финансовым кризисом.



Гордон Браун: Обязанность этой партии и этого правительства, основываясь на нашей преданности честности и делу, предложить и выполнить все то, что после недавних событий каждый готов принять: приложить максимум усилий для стабилизации все еще находящегося в хаотическом состоянии финансового рынка. А после этого, в течение месяцев мы сделаем еще больше: реформируем мировую финансовую систему.



Наталья Голицына: Самой цитируемой частью речи Брауна стало его замечание о том, что он ничего не имеет против ученичества, однако в нынешней обстановке «нет места новичку». На конференции эта его фраза вызвала бурные аплодисменты. Все прекрасно поняли, что имел в виду Браун, - одной фразой он убивал двух зайцев: прозрачно намекнул, что ни лидер партии тори Дэвид Камерон, ни его собственный возможный преемник на посту лидера партии Дэвид Милибэнд не обладают опытом, необходимым для стабилизации британской экономики в кризисный момент. Судя по реакции зала, Браун имеет все шансы сохранить лидерство до будущих парламентских выборов. Однако если рейтинг партии в ближайшее время не изменится в лучшую сторону, Браун вновь может оказаться под сильнейшим давлением партийных мятежников. Комментируя речь Брауна и итоги конференции, большинство британских аналитиков скептически оценивают способность Гордона Брауна и его правительства переломить экономическую ситуацию и улучшить партийный рейтинг.



Андрей Шароградский: Подробнее о причинах недовольства в лейбористской партии, о том, почему это недовольство не переросло во внутрипартийную революцию, мой коллега Андрей Шарый беседовал с международным обозревателем Радио Свобода и экспертом по британской политике Кириллом Кобриным.



Кирилл Кобрин: В лейбористской партии существуют две группировки, одни называют "блэритами", других - "браунитами", то есть сторонники Гордона Брауна и сторонники бывшего премьер-министра Тони Блэра. Помимо этого, существует несколько очень энергичных политиков, в частности, Дэвид Милибэнд, которого обычно называют главным предводителем вот этого бунта против Гордона Брауна. Почему должен был возникнуть этот бунт? Достаточно взглянуть на посление опросы общественного мнения, вот один из них: за консерваторов сегодня проголосовал бы 41 процент британских избирателей, за лейбористов - 31, и за третью партию - либерал-демократов - 16. Другой опрос еще более беспощаден к лейбористам: за консерваторов - 44, за лейбористов - 24, а либерал-демократы - 20 процентов. Таких позиций у лейбористов, кажется, еще не было никогда. Такого позора в общественном мнении эта партия, по крайней мере, последние десятилетия не переживала.


Есть люди, которые требуют срочных изменений, говорят, что Гордон Браун вовсе не так фигура, которая может выиграть на этих выборах. Поэтому возникают всевозможные варианты, как идеологические, так и собственно политические. Партии исповедуют так называемые новый лейборизм. Отказ от изначальных социалистических и даже, может быть, многих социал-демократических идей, характерных для лейбористской трудовой партии - это движение не только из центра, но и очень многие оппозиции консерваторов сейчас существуют в лейбористской программе. Гордон Браун был прекрасным министром финансов, канцлером, но он, действительно, не очень хороший, мягко говоря, публичный политик.



Андрей Шарый: Ну, что ж, пока не накопилась просто критическая, протестная масса внутри партии?



Кирилл Кобрин: Противники Гордона Брауна очень сильно расколоты по идеологическим причинам, потому что Дэвида Милибэнда уж никак нельзя заподозрить в том, что он хочет вернуться к старому лейборизму и что он левый. С другой стороны, и политически многие понимают, что Милибэнд, может быть, не та фигура, которая действительно может возглавить государство, он пока не очень опытен. Это, кстати, заметил и Гордон Браун в своей речи. Не называя Милибэнда, он сказал, что новичкам пока еще нет места в британской политике, нужен опыт и так далее. И вторая причина, почему не произошла революция на конгрессе лейбористов, это, конечно же, умелые действия собственно администрации самого Брауна, его политических советников.


Событие, которое во многом даже отбросило ретроспективно тень на речь Брауна, - это отставка министра транспорта Рут Келли. Она уже давно, судя по всему, хотела уйти в отставку, по крайней мере, разговоры об этом велись еще в мае, но она пока не собиралась уходить, до тех пор, пока Браун не объявит о перестановках в кабинете, а он должен в ближайшее время об этом объявить. В последний день лейбористской конференции слухи об отставке Келли просочились, и она вынуждена была объясниться перед журналистами. Очень многие видят в этом грязные трюки премьер-министра и его советников, направленные на то, чтобы подорвать позиции противников Брауна внутри самой партии. Хотя есть и другое объяснение: Рут Келли по своему стилю, мировоззрению не очень вписывается в это нынешнее лейбористское руководство, она благочестивая католичка и даже, говорят, член организации Опус Деи. И естественно, что лейбористская партия, левоцентристская, которая поддерживает очень многие сомнительные с католической точки зрения вещи, связанные с отношениями полов и так далее, для нее это довольно трудно.



Андрей Шарый: Аппарат Брауна оказался сильным, революции не произошло. Следует ли ожидать, что на тех самых опросах общественного мнения, с которых мы с вами беседу начали, итоги съезда отразятся в положительную для лейбористов сторону?



Кирилл Кобрин: Многие эксперты считают, что Браун и его окружение очень успешно борются с оппозицией внутри партии, но это совершенно никак не сказывается на позициях самих лейбористов в стране. Кажется, только чудо может их спасти на этих выборах, учитывая набирающие голоса либерал-демократов, которых поддерживают очень многие люди, которых можно причислить к интеллигенции, условно говоря. Британцам надоели смертельно лейбористы, они не хотят голосовать за консерваторов. У либерал-демократов есть только одна проблема: у них нет сильного лидера. Если они не найдет сильного лидера, то, может быть, исторически сложившаяся двухпартийная система в Великобритании будет сломана.


XS
SM
MD
LG