Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Детская смертность в Литве


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.



Сергей Тарасов: В Литве (как и в других странах Балтии) уровень детской смертности самый низкий среди бывших советских республик. Согласно докладу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), за последние 20 лет уровень детской смертности в мире снизился на 27 процентов. Самого большого прогресса добились в Восточной Европе.



Ирина Петерс: Из стран бывшего СССР наихудшая ситуация сейчас в Азербайджане – 88 смертей детей до 5-летнего возраста на каждую тысячу родившихся, а также - в Таджикистане и Туркмении. Для сравнения: в Швеции, Сингапуре и Лихтенштейне, где лучшие показатели в мире, на тысячу малолетних детей приходится лишь три летальных исхода. В России, занимающей среднее положение в рейтинге – 18 смертей на тысячу детей, – вдвое удалось снизить этот страшный уровень, но при этом в половине российских регионов все же зарегистрирован рост смертности младенцев до 1 года.


Основными причинами детской смертности в мире являются бедность, плохое питание, антисанитария, отсутствие медицинской помощи. А главными «убийцами» детей по сей день остаются пневмония, малярия, диарея, СПИД. Причиной каждой третьей детской смерти является недоедание. В прошлом году в мире всего умерло 9 миллионов детей в возрасте до 5 лет.


В Литве, где уровень детской смертности наименьший среди бывших республик СССР (8 случаев на каждую тысячу родившихся, что соответствует и американским показателям), проблему удалось решить заметным увеличением государственного финансирования этой сферы. Значительно увеличились зарплаты детских врачей, осуществлен решительный переход к самым современным техническим средствам поддержания здоровья детей.


Беседуем с вильнюсским врачом Ириной Бусаревой, она занимается неонатологией - выхаживанием новорожденных.



Ирина Бусарева: У меня стаж более 25 лет, так я могу вспомнить, как раньше недоношенных детей часто просто не было никаких условий выхаживать. Сейчас большие положительные сдвиги в организации: гораздо улучшился уход, повысилось внимание к новорожденному как к человеку. Огромный шаг вперед – когда выделили из реанимации детской отдельно реанимацию для новорожденных. Улучшилась транспортировка детей из районных больниц в центры, где высококвалифицированная помощь, сконцентрирована более современная аппаратура по интенсивной терапии. Контакты международные, многочисленные программы – смотрели, как работают в Дании, Швеции, Германии. По рабочему обмену друг к другу приезжали, привозили идеи хорошие, и все это претворяли в жизнь.



Ирина Петерс: В материально-благополучном обществе что еще может повлиять на снижение детской смертности?



Ирина Бусарева: Главное – здоровье матери. Насколько стал более серьезным взгляд на беременность, насколько люди сейчас заинтересованы в правильном питании и физической культуре! Очень большой прогресс. И когда я задала вопрос нашим акушерам, что сыграло роль в улучшении ситуации, – конечно, отношение к беременности. Борьба за жизнь – это наш ежедневный труд… Все силы бросаются на то, чтобы улучшить состояние детей. Никогда нет такого, что был малейший шанс, и он не был использован.



Ирина Петерс: По словам доктора Бусаревой, в вильнюсской больнице, где она работает, за прошлый год лишь однажды не удалось спасти больного младенца, а в году нынешнем таких случаев вообще не было.


Хотя уровень детской смертности напрямую не связан с продолжительностью родительского отпуска по уходу за ребенком, в Литве стараются – в ходе решения демографической проблемы в стране – увеличением такого отпуска положительно повлиять на общую ситуацию. Литва – уже чемпион Евросоюза по продолжительности оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком – 104 недели. Для сравнения: в Ирландии пособие по материнству выплачивается 26 недель, в Великобритании – 39. Во многих странах ЕС отпуск по материнству редко длится больше года. Европейская комиссия предлагает установить минимальную продолжительность отпуска по уходу за ребенком – чтобы быстрее вернуть женщин к работе, с прагматичной целью: тогда больше людей будут вносить вклад в создание национального продукта и платить налоги. В Литве же придерживаются других устремлений: в ближайших планах парламентариев еще больше увеличить максимальную продолжительность отпуска по уходу за ребенком – уже до трех лет.


Какое значение детский врач придает тому, что в Литве мамы могут рассчитывать на больший оплачиваемый отпуск и больше уделить внимания своим малышам?



Ирина Бусарева: Это великое благо! Предназначение истинное, оно безусловно даст очень хороший результат. Отчуждение в современном обществе, эта жестокость – есть версия, что просто рано детей отрывали от матерей…



Ирина Петерс: Недополучили материнского участия?



Ирина Бусарева: Недополучили. Сейчас – заметна огромная поддержка государства, огромная поддержка! Можем вспомнить, как раньше декретные деньги были чисто символические, а сейчас все направлено на новорожденного. И столько счастливых матерей, которые всю душу рады отдавать своей самой главной работе в жизни.


XS
SM
MD
LG