Ссылки для упрощенного доступа

Общественность Ингушетии призвала Дмитрия Медведева обратить внимание на последствия осетино-ингушского конфликта


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.



Андрей Шароградский: Представители общественных организаций Ингушетии обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой оказать содействие в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта. Они ссылаются на недавний конфликт с Грузией, в котором, по мнению общественных деятелей Ингушетии, осетинская сторона понесла гораздо меньше потерь, чем ингуши в Пригородном районе. Общественные деятели утверждают, что осенью 1992 года на территории Северной Осетии имел место геноцид ингушей.



Олег Кусов: Широко распространенное мнение о взаимосвязи событий на Кавказе на этот раз нашло подтверждение в Ингушетии. Недавние вооруженные события на территории Южной Осетии фактически стали поводом для очередного обращения ингушской общественности в Кремль. Ассоциация студентов Ингушетии, общественная организация "Марш" и "Союз депортированных" попросили президента России Дмитрия Медведева оказать содействии в ликвидации последствий вооруженного конфликта в Пригородном районе Северной Осетии.


Проблеме возвращения ингушских беженцев, как подчеркивают представители общественности, уже почти 16 лет. В дни вооруженного осетино-ингушского противостояния, по данным бывшей временной администрации президента России в зоне конфликта, погибло 478 человек, ранено 840, более 200 пропало без вести. Свыше 40 тысяч человек стали беженцами. Но ингушская сторона называет другую цифру - около 70 тысяч человек. Бывший президент России Владимир Путин в свое время дал поручение руководителям двух республик обеспечить возвращение ингушских беженцев в Пригородный район Северной Осетии до конца 2006 года. Судя по очередному обращению из Ингушетии, это поручение не выполнено до сих пор. Решение проблемы ингушских беженцев зависит только от Кремля, убежден политолог, глава Международного комитета по проблемам Кавказа Руслан Кутаев.



Руслан Кутаев: Ингушская республика, пожалуй, отличается от других регионов Российской Федерации, в том числе Северного Кавказа. Если очень серьезное фрагментизированное общество в других регионах, оно раздроблено, то в Ингушетии в последнее время наблюдается достаточно серьезно объединяющий общественный институт, имеется в виду гражданское общество. В этой связи я хочу отметить, что письмо, которое написала общественность Ингушетии президенту Российской Федерации, имеет под собой исключительно серьезную основу, то, что они в письме приводят сравнение, что события, происшедшие в Южной Осетии, по своим масштабам значительно меньше, чем то, что произошло в Северной Осетии и в Ингушетии в 90-х годах. Я хочу сказать, что на самом деле эта проблема существовала, она существует, и эта проблема будет существовать до тех пор, пока политическое руководство Российской Федерации политически не решит этот вопрос.



Олег Кусов: Руслан Кутаев ссылается на действия российской стороны в августе нынешнего года во время противостояния с Грузией.



Руслан Кутаев: С Южной Осетии военные же не просто сами пошли. Это было политическое решение, политическая воля российского руководства. Так вот здесь тоже, в Ингушетии, я убежден, должна быть политическая воля российского государства, российского правительства. В противном случае этот конфликт будет иметь дальнейший характер. Этот конфликт может, в конце концов, перерасти в достаточно серьезное состояние, которое может перекинуться на соседние регионы.



Олег Кусов: Ингушский общественный деятель, экс-депутат республиканского парламента Азамат Нальгиев не верит в намерение официальной Москвы отыскать решение, которое бы устроила два соседних народа.



Азамат Нальгиев: Проблему нужно решать, чтобы надежды людей были каким-то образом разрешены. А все бумажки, которые можно подписать, какие-то референдумы и прочее-прочее, это всего лишь, во-первых, загоняет проблему вовнутрь, во-вторых, откладывает ее, бог знает на какое время, чтобы опять какое-нибудь возникло кровопролитие. То есть никто не хочет решать ничего. Лично я ни к господину Путину, ни к господину Медведеву, ни к кому не обращался с этой проблемой, потому что они не хотят ее решать, давно не хотят решать, с самого начала не хотят решать. По-моему, Россия себе давным-давно назначила на Кавказе и врагов и друзей. Это устоявшаяся тенденция: приехал Путин во Владикавказ и сказал, что вы являетесь оплотом России на Северном Кавказе.



Олег Кусов: Для решения осетино-ингушской проблемы сделано уже немало и Москвой, и Владикавказом, отмечает осетинский политолог Игорь Дулаев.



Игорь Дулаев: Российское государство, Российская Федерация сделала достаточно много для ингушского сообщества, для ингушского народа. Я понимаю, что катастрофа 92-го года - это действительно катастрофа и осетинского, и ингушского народов. Но, тем не менее, мы должны отметить, что это фактически единственный конфликт на постсоветском пространстве, когда вынужденные переселенцы возвращаются в места своего прежнего проживания. При этом восстанавливалось не только жилье, выделялись значительные финансовые средства на восстановление жилья, но и восстанавливалась социальная инфраструктура тех сел, где происходил этот конфликт.


Если мы сравниваем эти события, то мне кажется, что нужно обратить внимание на юридическую коллизию. Республика Ингушетия до сих пор не имеет границ. Я даже говорю не столько о Пригородном районе, сколько о границе между Чечней и Ингушетией. Что касается Южной Осетии, то это республика, которая де-факто существовала в течение 18 лет.



Олег Кусов: Во Владикавказе полагают, что число ингушских беженцев из Северной Осетии, по версии Назрани, завышено. Слово Игорю Дулаеву.



Игорь Дулаев: Осетинская позиция заключается в том, что свыше три четверти людей, которые вынужденно покинули свои места прежнего проживания, они уже вернулись. И еще мне хотелось бы отметить, что действительно, когда мы говорим о возвращении этих людей, здесь очень сложно посчитать, кого мы считаем вынужденными переселенцами. Потому что, например, мне известен случай, когда человек снимал квартиру во Владикавказе, но при этом он считается вынужденным переселенцем. Человек жил в общежитии, и он признается вынужденным переселенцем. Но человек, снимающий квартиру, это спорный вопрос, с моей точки зрения.



Олег Кусов: Глава Международного комитета по проблемам Кавказа Руслан Кутаев предлагает свой вариант решения территориальных проблем на Северном Кавказе.



Руслан Кутаев: Я предлагаю политическому руководству Российской Федерации объединить, как они это решали в Красноярском крае, в Читинской области, северокавказские республики и создать единую республику. Тогда в худшем случае, если они считают, что это чересчур организована большая республика или регион, можно Дагестан, Чеченскую республику, Ингушетию и Северную Осетию объединить. Тогда снимаются следующие проблемы: осетино-ингушские, ингушско-чеченские и чечено-дагестанские.



Олег Кусов: По мнению Руслана Кутаева, местные власти часто используют территориальные проблемы в своих интересах.


XS
SM
MD
LG