Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Горбачев намерен вернуться в большую политику


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Андрей Шароградский: Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев и банкир Александр Лебедев собираются создать новую оппозиционную партию. Уже придумано название - Независимая демократическая партия России. По словам организаторов новой партии, она должна принять участие в парламентских выборах уже в 2011 году.



Максим Ярошевский: Михаил Горбачев намерен вернуться в большую политику и участвовать в выборах уже в 2011 году. Вместе с экс-президентом СССР в парламент собирается банкир Александр Лебедев. Журнал "Форбс" оценивает капитал бизнесмена в 3,1 миллиарда долларов. Напомним, что в 2007 году Михаил Горбачев был избран председателем общероссийского общественного движения "Союз социал-демократов". Именно на его учредительном собрании было отмечено, что в России нет реальной и действенной оппозиции. Возможно ли сегодня создание в России подобной политической силы? На этот вопрос Радио Свобода отвечает политолог Дмитрий Орешкин.



Дмитрий Орешкин: Мне кажется, что, во-первых, кремлевские стратеги задумались о том, что на фланге европейских ценностей у них образовалась слабина, поэтому, с одной стороны, они вступили в переговоры с СПС, а, с другой стороны, их очень тревожит активность, в частности активность Лебедева и Горбачева. Довольно трудно и довольно скандально отказать бывшему президенту в создании партии. С другой стороны, ведь отказали бывшему премьеру. Так что, с моей точки зрения, шансов на создание немного, тем более что есть формальные показатели, 50 тысяч членов и так далее, и всегда можно найти какие-то формальные поводы для отказа в формировании этой партии. Но характерно само по себе уже то, что Михаил Сергеевич рискнул двигаться в этом направлении и некоторая критическая неудовлетворенность на фланге этого правого или европейского выбора нарастает. Это вызывает озабоченность в Кремле тоже.



Максим Ярошевский: Лебедев заявил, что к 2011 году они уже намерены участвовать в парламентских выборах. Как вы считаете, кто будет избирателем такой партии, если она будет все-таки создана?



Дмитрий Орешкин: Потенциально около 25-ти, может быть даже 30 миллионов человек чувствуют дискомфорт в связи с тем, что происходит. Это хотя бы вытекает из того, что на вопрос фонда общественного мнения о том, одобряет ли общественное мнение действия российского государства в Грузии, только три четверти ответили "да", а 25 процентов ответили "нет" или затруднились ответить. То есть, во всяком случае, не выразили восторга. В то время как 100-процентное голосование в парламенте поддержало эти действия. Значит, получается, что 25 процентов, а в пересчете на конкретных взрослых людей, избирателей, это порядка 27, может быть чуть-чуть больше, миллионов человек, вот эти люди как бы в Думе хотя бы по этому вопросу адекватно не представлены. Так что есть серьезный электоральный ресурс. Другое дело, что он разочарован, он ни за кого не хочет голосовать, он никому не верит, он считает, что политика - это вообще маргинальное дело, партии не пользуются уважением в этом электорате, парламент тем более не пользуется уважением и вообще выборам они не доверяют. Так что вопрос в том, придут ли они на выборы - это один.


И второй вопрос. Выборы настолько стали зарегулированы и настолько их результаты зависят от доброй или злой воли электоральной администрации, что доверять выборам все труднее и, соответственно, все труднее выводить на них ту или иную политическую силу. Выборы по существу маргинализованы в общественном сознании.



Максим Ярошевский: Гипотетически, если все-таки будет создана Независимая демократическая партия Лебедева и Горбачева, с кем они могли бы сотрудничать, это, допустим, тот же экс-премьер Касьянов или какие-то люди из СПС?



Дмитрий Орешкин: Если говорить про политическую консолидацию, то пока на эту тему идут только разговоры. Я с трудом себе представляю, чтобы, скажем, "Яблоко" вступило в какую-то кооперацию или тем более в союз. Довольно трудно ожидать, что Касьянов так охотно вступит в союз, опять же, потому что здесь вопрос о лидерских позициях, кто будет главным. Что касается СПС, то даже если сторонники СПС и члены партии, скажем, отойдут от своего партийного руководства, которое вступило в переговоры с Кремлем, что на самом деле мне не кажется однозначно доказанным, потому что члены СПС, вопреки тому, что часто говорится, вовсе не являются яркими антипутинцами, в этом смысле в действиях Леонида Гозмана и той части СПС, которая пошла на переговоры с Кремлем есть свой резон... Но осколки политических партий, они чувствуют, с одной стороны, что действительно растет спрос на европейские ценности, а с другой стороны, они не настолько отчаянны сейчас, чтобы отказываться от своих собственных амбиций. Они все-таки в большей степени надеются въехать в политику в индивидуальном порядке на своем белом коне. Вот объединиться в тройку или в пятерку, что было бы, конечно, выгоднее с точки зрения организации кучерского дела, эта бы повозка поехала быстрее, у них, по-моему, не получается. Думается мне, что и под крыло Горбачева структуры вряд ли пойдут, отдельные люди - может быть.



XS
SM
MD
LG