Ссылки для упрощенного доступа

Старше века. Скончался Борис Ефимов


В свои 108 лет Борис Ефимов продолжал работать — писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни
В свои 108 лет Борис Ефимов продолжал работать — писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни

1 октября 2008 года в Москве на 109-м году жизни скончался известный советский художник-карикатурист Борис Ефимов.


Борис Ефимов (настоящая фамилия — Фридлянд) — советский и российский художник-график, мастер политической карикатуры, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, младший брат репрессированного известного русского советского писателя и журналиста Михаила Кольцова.


Борис Ефимов прожил долгую, насыщенную историческими событиями жизнь, он говорил: «Судьба ко мне была благосклонна, с Муссолини здоровался за руку, обедал у Тито, Троцкого проводил в изгнание, со Сталиным говорил по телефону и провожал Луначарского».


Борис Ефимов родился в Киеве. Родители — Фридлянд Ефим Моисеевич (1860—1945) и Рахиль Савельевна (1880—1969). Борис начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис — иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове — шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток.


Первые карикатуры Бориса Фридлянда увидели свет в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале «Солнце России». С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в различных газетах. В 1922 году Борис Ефимов переехал и рисовал в жанре политической сатиры для «Рабочей газеты», «Крокодила», «Правды», «Известий», «Огонька», «Прожектора» и многих других изданий. В 1932 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В годы Великой Отечественной войны работы Бориса Ефимова публиковались на страницах газеты «Красная Звезда», в журнале «Фронтовой иллюстрации», а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта. С 1965 года и на протяжении почти 30 лет Борис Ефимов возглавлял в качестве главного редактора Творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР, оставаясь при этом одним из самых активных его авторов.


В августе 2002 года Борис Ефимов возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств. В 2006 году Борис Ефимов принял участие в подготовке издания книги «Автограф века». 28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия». В свои 108 лет Борис Ефимов продолжал работать — писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.


Когда политика становится историей



О Борисе Ефимове рассказывает обозреватель Радио Свобода, писатель Петр Вайль: «На стенах Московского бюро Радио Свобода — политические карикатуры Бориса Ефимова, большие, плакатного размера, аккуратно забранные в рамку. Всего — дюжина. Датированы разными годами — от середины 60-х до конца 80-х. То есть имеется и сюжет о перестройке, 87-й, несколько человек в полосатых брюках, черных пиджаках и галстуках бабочках. Они недоумевают и провозглашают вразнобой: «Перестройка опасна для США»; «Перестройку надо сковать»; «Перестройку надо приветствовать". Лица у этих людей — разные: от неприятных — к растерянным — и до просветленных. Персонажи более ранних лет однообразно неприятные. Например, те, которые на картинке "Большой бизнес и его подручные". Сам бизнес — бесформенный мешок, а у него на поводках — человекоподобные шавки с именами на поводках: "Диверсия", "Подкуп", "Шпионаж", "Коррупция". Человекоподобные вороны каркают с крыш небоскребов на другом плакате. На небоскребах вывески: "Врали трибюн", "Брехли ньюс". Тема средств массовой информации продолжается разнообразно. Человекоподобные кошки устраивают то, что названо "Кошачий концерт антисоветчиков".


Из бочки с надписью "Провокация, ложь, клевета" высовываются человекоподобные змеи: "Радио Свобода" и "Радио Свободная Европа". Человекоподобный человек с буквами "ЦРУ" на спине с помощью рук и ног, одних рук не хватает, жонглирует маленькими монстрами: "Голос Америки", "Радио Свободная Европа", "Радио Свобода".


Все эти карикатуры — монохром, черно-белые. Две новые — цветные. Группа энтузиастов с радостно-сосредоточенными лицами мчится, размахивая сачками. Над ними — лозунг: "Лови Свободу". Ниже частота: АМ 1044. Подпись та же, знакомая миллионам: "Бор.Ефимов". Дата — 2001. На другой — вдохновенный юноша, тоже с сачком, тоже ловит "Свободу". Здесь дата точнее — 28 сентября 2001-го года. Сто один год — это больше века. В мире столь больших, почти не поддающихся осмыслению чисел — количество становится качеством. Художник — свидетелем. Идеология — летописью. Политика — историей».

Гражданин трех веков


Борис Ефимов дважды удостаивался Сталинской премии, был Героем труда и членом академии художеств СССР. Мишенью пропагандистского остроумия Бориса Ефимова неоднократно было и Радио Свобода. В последние годы жизни художник несколько раз был гостем нашего радио. А три года назад в Праге проходила выставка его карикатур, и художник посетил штаб-квартиру Радио Свобода, где ответил на вопросы обозревателя РС Ивана Толстого. Вот отрывок из того разговора.


— Борис Ефимович, в юности, когда у человека есть выбор профессии, он колеблется между одним и другим. Вы выбрали рисование, а что, тем самым, вы отклонили, что вы отбросили в своей карьере?


— Вы знаете, у меня как-то это складывалось очень сложно и непредсказуемо. У меня не было какого-то определенного влечения. К тому же, я даже не знал, кем быть. Сначала мне взбрело в голову стать юристом. Мне очень нравилась профессия адвоката. Тогда по стране гремели имена Карабчевского, Плевако, Грузенберга и так далее. Я думал, что это красиво, и я пойду на юридический факультет в университет. И стал зубрить латинский язык, который был необходим для поступления на этот факультет. А потом все это как-то разладилось, никакой юрист из меня не получился, и потом пришли такие события, которые диктовали совсем другие пути, другие занятия, и я поплыл по течению, которое меня привело к моей профессии художника-сатирика. Она тоже пригодилась.


— Борис Ефимович, а ваши первые рисунки? Ведь вы родились еще в XIX веке, и, как вы говорили, 95 дней прожили в XIX веке…


— Точно, как аптеке. И считаю себя гражданином трех веков.


— И, стало быть, до революции, до 1917 года, Вы уже взрослый юноша и не раз держали карандаш в руках. Каковы же ваши первые рисунки? Остались ли они?


— Мои первые рисунки — это впечатления от Гражданской войны в Киеве, в моем родном городе. Там двенадцать раз менялась власть. Не надо это понимать так, что это было двенадцать разных властей. Это были основные три силы, которые друг друга сменяли, причем, не по мирному соглашению, а с боями и с бомбардировками, с расстрелами. Все это надо было видеть, переживать, иногда приходилось и в подвале посидеть несколько часов, когда шла бомбардировка города очередной властью. Поэтому детство и юношество было беспокойным, прямо скажем. Но рисование было для меня удовольствием, потому что эти все силы, которые поочередно занимали город, были очень живописны. И я их зарисовывал в присущем им обмундировании, одеянии, оружии, со всякими деталями, которые их характеризовали. Например, была такая сила — украинские националисты. Они попросту именовались петлюровцами, по имени их главаря Симона Петлюры. Это были такие папахи с длинными хвостами. Они назывались шлыки. Красные, зеленые… Это было живописно.


XS
SM
MD
LG