Ссылки для упрощенного доступа

На 109 году жизни умер художник-карикатурист Борис Ефимов


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Иван Толстой.



Кирилл Кобрин : В Москве на 109 году жизни умер патриарх советской пропаганды, художник-карикатурист Борис Ефимов. Его карикатуры составляли важную часть ежедневной жизни советского человека - работы Ефимова широко публиковали в газетах и журналах. Карикатурист дважды удостаивался Сталинской премии, был Героем труда и членом академии художеств СССР. Мишенью пропагандистского остроумия Бориса Ефимова неоднократно было и Радио Свобода. В последние годы жизни художник несколько раз был гостем нашего радио. А три года назад в Праге проходила выставка его карикатур, и художник посетил штаб-квартиру Радио Свобода, ответил на вопросы Ивана Толстого. Вот отрывок из того разговора.



Иван Толстой: Борис Ефимович, в юности, когда у человека есть выбор профессии, он колеблется между одним и другим. Вы выбрали рисование, а что, тем самым, Вы отклонили, что Вы отбросили в своей карьере?



Борис Ефимов: Вы знаете, у меня как-то это складывалось очень сложно и непредсказуемо. У меня не было какого-то определенного влечения. К тому же, я даже не знал, кем быть. Сначала мне взбрело в голову стать юристом. Мне очень нравилась профессия адвоката. Тогда по стране гремели имена Карабчевского, Плевако, Грузенберга и так далее. Я думал, что это красиво, и я пойду на юридический факультет в университет. И стал зубрить латинский язык, который был необходим для поступления на этот факультет. А потом все это как-то разладилось, никакой юрист из меня не получился, и потом пришли такие события, которые диктовали совсем другие пути, другие занятия, и я поплыл по течению, которое меня привело к моей профессии художника-сатирика. Она тоже пригодилась.



Иван Толстой: Борис Ефимович, а ваши первые рисунки? Ведь вы родились еще в XIX веке, и, как Вы говорили, 95 дней прожили в XIX веке…



Борис Ефимов: Точно, как аптеке. И считаю себя гражданином трех веков.



Иван Толстой: И, стало быть, до революции, до 1917 года, Вы уже взрослый юноша и не раз держали карандаш в руках. Каковы же Ваши первые рисунки? Остались ли они?



Борис Ефимов: Мои первые рисунки - это впечатления от Гражданской войны в Киеве, в моем родном городе. Там 12 раз менялась власть. Не надо это понимать так, что это было 12 разных властей. Это были основные три силы, которые друг друга сменяли, причем, не по мирному соглашению, а с боями и с бомбардировками, с расстрелами. Все это надо было видеть, переживать, иногда приходилось и в подвале посидеть несколько часов, когда шла бомбардировка города очередной властью. Поэтому детство и юношество было беспокойным, прямо скажем. Но рисование было для меня удовольствием, потому что эти все силы, которые поочередно занимали город, были очень живописны. И я их зарисовывал в присущем им обмундировании, одеянии, оружии, со всякими деталями, которые их характеризовали. Например, была такая сила - украинские националисты. Они попросту именовались петлюровцами, по имени их главаря Симона Петлюры. Это были такие папахи с длинными хвостами. Они назывались шлыки. Красные, зеленые… Это было живописно.




XS
SM
MD
LG