Ссылки для упрощенного доступа

Реабилитация царской семьи: юристы приветствуют прецедент


Решение суда открывает возможности для реабилитации других жертв советских репрессий
Решение суда открывает возможности для реабилитации других жертв советских репрессий



Решение президиума Верховного суда России, которого члены Российского императорского дома дожидались более трех лет, звучит так: «Признать необоснованно репрессированными и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Федоровну, Романову Ольгу Николаевну, Романову Татьяну Николаевну, Романову Марию Николаевну, Романову Анастасию Николаевну и Романова Алексея Николаевича».

Все предыдущие инстанции, включая и коллегию Верховного суда по гражданским делам, отказывали в удовлетворении требований потомков Романовых о реабилитации.


В Генеральной прокуратуре России, которую до сего дня поддерживали суды, и теперь считают, что Николая Второго и членов его семьи нельзя признать жертвами политических репрессий. Свою позицию Генпрокуратура объясняет так: «Умышленное убийство, пускай и имеющее политическую окраску, совершено лицами, не наделенными соответствующими судебными и административными полномочиями. Какого-то, хотя бы и формального обвинения властями императору и членам его семьи предъявлено не было. В этой связи совершенное убийство с правовой точки зрения является общеуголовным преступлением. Требования о реабилитации, основанные не на законе, а на соображениях, значимых для заявителей, не могут быть удовлетворены правовыми средствами, а иными прокуратура не располагает».


Теперь эти доводы, изложенные в ответе Генпрокуратуры на заявление о реабилитации Романовых, признаны несостоятельными. Правда, пока не понятно, чем президиум Верховного суда мотивировал свое постановление. Судебное решение комментирует адвокат Романовых Герман Лукьянов: «Я содержания этого документа не знаю. Знаю только результативную часть. Но те доводы, которые приводила Великая княгиня Мария Владимировна, известны всему миру. Все знают, что члены царской семьи содержались под стражей, нарушались их права, свободы. Потом они были осуждены советской властью. Они прошли все лишения, которые возможно было представить».


Решение о реабилитации Романовых многие юристы встретили с воодушевлением. Хотя в России и не прецедентное право, постановление президиума Верховного суда все же увеличивает шансы на реабилитацию других людей, убитых в годы советской власти. В частности, решение по делу Романовых может сказаться и на рассмотрении вопроса по так называемому «Катынскому делу». Ведь и в нем заявителям было отказано со ссылкой на отсутствие уголовных дел, на основании которых принимались решения о расстреле польских офицеров под Катынью.


Дело Романовых и дело польских офицеров довольно похожи с точки зрения права, говорит адвокат Анна Ставицкая: «Если Верховный суд принял решение о реабилитации, это, конечно же, придает нам какую-то надежду, что и наше дело будет рассмотрено в рамках закона, и будет вынесено то решение, которое и должно быть».


В истории за Николаем Вторым закрепилось прозвище «кровавый». Возможно именно поэтому вслед за провозглашением постановления президиума Верховного суда появились мнения о том, что реабилитация Николая Романова и членов его семьи может означать фактическую реабилитацию самодержавия и политической деятельности последнего российского императора.


Историк и литератор Яков Гордин считает эти опасения напрасными: «Теперь должны вступить в дело историки, коль скоро есть такие опасения, и всерьез, объективно объяснять нашему обществу, что же такое происходило во время царствования Николая Второго, в чем он конкретно виноват, если виноват».


По мнению историка, предъявляя претензии в адрес Николая Романова, нужно соблюдать осторожность: «Потому что действия политиков, приводящие даже к очень тяжелым последствиям, далеко не всегда подсудны. Тут надо доказывать злой умысел. При этом ведь речь идет о реабилитации, то есть о признании неправосудного действия власти по отношению не только к Николаю Второму, но и к его семье. А уж тут никаких сомнений нет. Это в чистом виде уголовное преступление. Поэтому следует, очевидно, поставить вопрос теперь уже не просто об исторической, а юридической ответственности тех, кто принимал это решение».


Доктор исторических наук, профессор Московского государственного института международных отношений Андрей Зубов решение о реабилитации царской семьи считает довольно неожиданным с юридической точки зрения, поскольку отчасти согласен с доводами Генпрокуратуры.


Однако, по мнению профессора, реакция общества на это событие будет скорее положительной: «Мне кажется, что доминирующими чувствами являются два. Первое и самое распространенное - это просто жалость и чувство, что сделано было очень гадко, что просто так взяли и убили царя, да еще с женой, с детьми, с близкими ему и честными людьми, которые отказались его покинуть. Второе чувство - это некая ностальгия по старой России, которая еще не пролила этих морей крови, которые пролили в большевистскую эпоху. И вот эти два чувства царя как жертвы и царя как правителя, в общем-то, неплохой страны, конечно, будут сейчас удовлетворены нынешней реабилитацией». Кроме крайних коммунистов никто не скажет, что реабилитация царя и его семьи неправильна с нравственной точки зрения, считает Андрей Зубов: «Другое дело, что юридически это странный акт, потому что царя убили не по приговору суда, а убила банда разбойников, захвативших власть на Урале, и захвативших власть в России, насильственным путем разогнав все законные органы вплоть до Учредительного собрания».


Вместе с членами царской семьи в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге были убиты остававшиеся с ними лейб-медик Евгений Боткин, комнатная девушка Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Алоизий Трупп. В настоящий момент сведений о том, что кто-то предпринимал попытки добиться и их реабилитации, отсутствуют.
XS
SM
MD
LG