Ссылки для упрощенного доступа

Судьба пребывания России в Совете Европы будет решаться на следующей сессии ПАСЕ


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Андрей Шароградский: Сегодня в Страсбурге, на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы второй день дискуссии о последствиях российско-грузинской войны. По итогам этой дискуссии должен быть принят документ, в котором должна быть определена ответственность каждой из воевавших стран. За ходом заседания ПАСЕ следит мой коллега Данила Гальперович, он сейчас в прямом эфире.



Данила Гальперович: Надо сказать, что дискуссия возобновилась буквально несколько минут назад, был небольшой перерыв на общение с премьер-министром Швеции, и там депутаты задавали ему вопросы. Шведский представитель сейчас председательствует в Комитете министров Совета Европы. Дискуссия о российско-грузинской войне долгая, на весь день. Записались вообще по ней более сотни человек на выступления, и только ближе к вечеру, наверное, около восьми часов по Москве, начнется ключевое событие - это голосование по резолюциям по, собственно, этим дебатам. Конечно же, очень много говорили представители Грузии, и оппозиционный депутат грузинского парламента Георгий Таргамадзе, тем не менее, выступил в защиту своей страны и против действий России.



Георгий Таргамадзе: Россия провоцировала Грузию десятилетиями, и результатами этих провокаций и агрессии стали потеря Грузией части своей территории и гибель тысяч людей. Более ста тысяч людей стали вынужденно перемещенными лицами. В мятежных регионах грузины подвергались этническим чисткам. Ясно, что должно состояться независимое расследование событий 7 августа, но некоторые вещи ясны и до всякого расследования, и Совет Европы несколько раз упоминал их в своих докладах. Первое: одна страна - член Совета Европы оккупировала другую страну из той же организации. Второе: произошли этнические чистки грузинского населения. И третье: Россия нарушила международное право и в одностороннем порядке признала независимость Абхазии и Южной Осетии.



Данила Гальперович: Можно предположить, что основная битва развернется вокруг резолюции, когда в нее будет попытка внести поправку, которая требует от России до января следующего года денонсировать свое решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Резолюция вообще, проект ее вообще очень критичен в отношении России. Там в отношении Грузии говорится о том, что Грузия начала боевые действия и так далее, но во всем остальном обвиняется Россия. И российская делегация уже дала понять, что, скорее всего, она никак не может поддержать включение такой поправки.



Валерий Федоров: То, что в августе месяце этого года на карте мира появились два независимых государства - Абхазия и Южная Осетия, - это, как ни крути, исторический факт, историческая справедливость, и нам никуда от этого не деться. 25 августа я осознанно голосовал за признание двух государств, так как это единственный способ не повторить новой войны. И мнения своего менять не буду.



Данила Гальперович: Вот такое страстное заявление сделал член Совета Федерации Валерий Федоров. Естественно, критики России сразу же начали говорить, что, конечно же, видно, что Россия не кается. Но у России нашлись и защитники, в том числе, например, в старых демократиях. Либерал-демократ из британского парламента Майкл Хэнкок задавал такие вопросы.



Майк Хэнкок: Что бы произошло, если бы никто не вмешался после того, как грузинская сторона начала стрелять и бомбить? Они убивали своих собственных граждан, они атаковали неизбирательным оружием своих же людей. Что бы произошло, ну кто бы вмешался? Евросоюз или НАТО? Кто-то же должен был взять на себя ответственность это остановить. Грузины никогда не объясняли, когда они сами бы это закончили, и очевидно, что они так бы и продолжали бы это делать, если бы русские так или иначе не остановили их. Мы можем сейчас говорить о чрезмерности применения силы Россией и критиковать ее за это, но Грузия несет ответственность за то, чтобы объяснить нам, каковы были ее намерения, как долго она была намерена убивать своих собственных граждан?



Данила Гальперович: Тем не менее, очевидно, что на Россию возлагается основная ответственность за последствия войны между Россией и Грузией, а именно о последствиях войны между Россией и Грузией и идет на этой сессии речь. Говорится, конечно же, о том, что необходимо международное расследование, и эту идею, в частности, поддерживают и ближайшие соседи России. В частности, некоторые члены парламента Украины, которые опасаются, что Украину ждет та же судьба, - говорит Ольга Герасимюк из фракции "Наша Украина" в Верховной Раде.



Ольга Герасимюк: В эти дни Министерство иностранных дел Украины заявило о вмешательстве России во внутренние дела Украины, которая с целью формирования сепаратистских группировок дестабилизирует грязными методами прошлого советского века ситуацию в Крыму. Скоро мы здесь услышим из сердца российского депутата, что они пришли защищать крымских детей, так и не принявших Украину. А потом наступит очередь и других детей. Господа, мы сегодня должны голосовать за немедленное международное расследование всего происходящего сегодня с нами. Мы сегодня должны голосовать за отзыв российской властью признания сепаратистов, за прекращение оккупации. Успеет ли Россия ответить на эти вопросы до январской сессии, если мы говорим, а она продолжает это делать? В январе, мы должны сейчас проголосовать за то, что мы вернемся к этому вопросу и к тому, что мы пересмотрим право на голос российской делегации как минимум.



Данила Гальперович: Интересно, что раскол в украинском парламенте, во внутриполитической жизни Украины отчетливо проявился и на сессии ПАСЕ. Вот, например, выступление тоже члена украинского парламента, коммуниста Евгения Мармазова.



Евгений Мармазов: Почему Россия не имеет права поддержать Южную Осетию, кстати, по ее просьбе против грузинской агрессии? А то, что это агрессия, все же уже признают. Значит, то, что позволено США, ЕС, не позволено России? Как, уважаемые коллеги, вот с таким двойным стандартом можем мы надеяться построить объединенную Европу, Европу единых ценностей и целей, Европу мирного диалога разных культур и цивилизаций?



Данила Гальперович: Я разговаривал с несколькими российскими депутатами, сидящими в зале заседаний, и они говорят, что даже если будет принята поправка о том, что Россия должна до января следующего года денонсировать свое признание независимости Абхазии и Южной Осетии, российская делегация не будет покидать зал, но для нее станет некой проблемой выработать последующую позицию: выходит Россия из Совета Европы, что она делает, чем она отвечает на такое прямое требование, которое уже очень многие в Российской делегации, поголовно практически вся российская делегация признает неприемлемым. Так или иначе, очевидно, что судьба пребывания России в Совете Европы будет решаться не на этой, а на следующей сессии, и тогда, возможно, конфликт только обострится.


XS
SM
MD
LG