Ссылки для упрощенного доступа

СПС может объявить о самороспуске на партийном съезде в ноябре


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Андрей Шарый: Сегодня состоялся федеральный политсовет партии "Союз правых сил", и после его окончания исполняющий обязанности председателя партии Леонид Гозман заявил о том, что, вероятнее всего, СПС объявит о самороспуске на партийном съезде 15 ноября 2008 года. Вскоре начнется новый этап партийного строительства, несколько организаций, равно называющих себя демократическими, собираются организовывать новую партию правого толка.



Максим Ярошевский: Политический совет "Союза правых сил" длился три часа. Дискуссия была жаркой, заявил после его окончания исполняющий обязанности пока еще партии Леонид Гозман.



Леонид Гозман: Политсовет 21 голосом "за", одним "против" и тремя воздержавшимися одобрил следующее решение. Он счел единственно возможным способом в сегодняшней политической ситуации сохранить возможность борьбы за либеральную идеологию в легальном политическом поле роспуск "Союза правых сил" и активное участие в создании новой правой, либеральной, демократической - как хотите назовите - партии.



Максим Ярошевский: Тем единственным, кто голосовал против участия в проекте по созданию новой партии, являлся Валентин Бакунин.



Валентин Бакунин: Я в этом проекте участвовать не могу. Мне совесть не позволяет. Это, по сути дела, обман наших избирателей, попытка ввести их в заблуждение. Наши сторонники, которые, в общем-то, не ходят на выборы, я думаю, после этого они вообще никто, даже те, кто и приходил, на выборы просто не придут. За эту партию, новую псевдопартию, голосовать не будут. Тем более, партия создается - это верх цинизма, что эта партия создается в результате слияниями с киллерами, которые были созданы Кремлем для уничтожения "Союза правых сил".



Максим Ярошевский: Уже через час после завершения политсовета Леонид Гозман сидел в кресле на пресс-конференции со своими будущими коллегами по партии - Борисом Титовым и Георгием Бовтом. Каждый ответил, почему сегодня правым необходимо объединяться. Говорит член "Гражданской силы", бизнесмен Борис Титов.



Борис Титов: Для нас является очень важным сегодня создание такой партии, потому что защита демократических идей, защита либеральных идей в стране - это прежде всего защита интересов российского бизнеса, защита права нашего бизнеса иметь частное, развивать свою частную собственность, проявлять свою предпринимательскую инициативу в условиях предпринимательской свободы.



Максим Ярошевский: Георгий Бовт в будущей партии будет отстаивать интересы Демократической партии России.



Георгий Бовт: Новая создаваемая партия - это не механическое объединение трех членов организационно, а это некое новое качество, которое начинается в определенной, большой степени с чистого листа. Будет оформляться как партия с вполне понятными ценностями. Мне кажется, что в нашей стране живет некоторое количество миллионов людей, которых я бы условно назвал "креативным классом". Креативный класс есть в каждой стране, а в России, я думаю, он составляет миллионов 15, может быть, больше. И я не думаю, что всех этих людей, представителей креактивного класса устраивает стилистика нынешней политики. Я не думаю, что их устраивает тот язык, на котором с ними разговаривают представители, в том числе, избранной власти.



Максим Ярошевский: 15 ноября пройдут съезды партий, на которых будет решен вопрос об их ликвидации. Уже на следующий день, если такие решения будут приняты, состоится учредительный съезд. Как именно назовут новых кремлевских правых - пока неизвестно. "Это самый простой вопрос, который нам предстоит решить", - ответили политики.



Андрей Шарый: По-разному, насколько позволяет судить информация, которую мы имеем, воспринимают в "Союзе правых сил", эти партийные новости. У нас в прямом эфире по телефону из Санкт-Петербурга рядовой член СПС, скажем так, партийный активист Михаил Брагин.


Михаил, добрый вечер. Что вы думаете по поводу того, что произошло сегодня?



Михаил Брагин: Я бы не сказал, что ситуация до такой степени удручающая. Да, действительно, в партии есть 50 процентов, как минимум, организаций мертвых, которые не работают и которые готовы проголосовать за все, что скажет федеральный политсовет. А в федеральном политсовете собралась кучка предателей, и вот предатель номер 1 - это господин Гозман. Я подчеркиваю, что ситуация заключается не в том, что мы противостоим Кремлю, а ситуация заключается в том, что есть кучка людей, кучка предателей, которые хотя дружить с Кремлем. В ситуации, которая была два года назад, когда Леонид Гозман участвовал в рейдерстве на московскую организацию, тогда еще можно было говорить о каких-то контактах с Кремлем. Последние события, события грузинской войны, до того события, связанные с выборами 2007 года в Госдуму, показали, что с Кремлем дела иметь невозможно.



Андрей Шарый: Михаил, вы, очевидно, относитесь к тем членам "Союза правых сил", которые не собираются участвовать в создании вот этой новой демократической партии, так называемой демократической партии, о чем заявлено сегодня. Каковы могут быть ваши действия? Вы будете бороться за бренд СПС, будете создавать новую организацию, присоединитесь к "Яблоку"? Вы лично решили свою партийную судьбу или нет?



Михаил Брагин: Я скажу так. Во-первых, это не демократические партии, это партии-марионетки, партии, которые создавались Кремлем специально, чтобы оттягивать голоса от партии СПС и партии "Яблоко". По поводу моей судьбы и судьбы организации СПС в Петербурге. У нас еще предстоит региональная конференция, на которой должен быть избран делегат один, которые поедет в Москву на федеральный съезд партии, и на этом федеральном съезде будет решаться судьба партии реально. То, что сегодня эти предатели сказали в Москве, это они сказали. Мы готовы к борьбе, и мы будем ее продолжать.



Андрей Шарый: Знаете, вашу точку зрения не разделяют не только большинство членов политсовета СПС, но и, в общем, уважаемая всей демократической общественностью в России Мариэтта Чудакова. Напомню слушателям, что она баллотировалась по списку СПС на недавних выборах. Я читал сегодня ее статью в газете "Ведомости", с болью написанный текст, и не вызывает у меня, например, сомнения, что это честный, искренний человек. Она пишет о том, что все-таки не надо торопиться и занимать радикальные позиции, все-таки вот это решение самораспуститься и создать новую партию, пусть в какой-то степени сотрудничество с Кремлем дает возможности для очень большого количества в нынешней России либерально настроенных людей участвовать в реальной политике. Вам такие аргументы представляются несостоятельными?



Михаил Брагин: Вы знаете, сотрудничать можно с кем угодно, но если нам говорят: "Участвуйте в нашем проекте, участвуйте в качестве марионеточной структуры", то, наверное, это не тот проект, в котором должны принимать участие приличные люди.



Андрей Шарый: Михаил, а у вас в низовых организациях, среди рядовых членов партии СПС в Питере какие отношения с "яблочниками", которые радикальнее, чем основная, центральная, московская часть? Возможно ли у вас там создание какого-то блока между "Яблоком" и теми, кто не хочет идти в этот новый, подконтрольный Кремлю СПС?



Михаил Брагин: Мы имеем прекрасные отношения с "яблочниками" и с партией "Яблоко", и с Максимом Резником. Поэтому я думаю, что петербургское "Яблоко" однозначно поддержит начинания, связанные с объединением демократов, не зависимых от Кремля.



Андрей Шарый: А вам такая идея кажется продуктивной, вы бы присоединились к этой новой широкой демократической коалиции?



Михаил Брагин: Однозначно.


XS
SM
MD
LG