Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Самые важные за десятилетия вице-президентские дебаты прошли в Вашингтонском университете в Миссури. Сулит ли октябрь крупные политические сенсации? Подавляющее большинство американцев опасается последствий финансового кризиса.



Юрий Жигалкин: Самые важные за десятилетия вице-президентские дебаты прошли в Вашингтонском университете в Миссури. Сулит ли октябрь крупные политические сенсации? Подавляющее большинство американцев опасается последствий финансового кризиса. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


В четверг вечером в городе Сент Луис прошли вице-президентские дебаты, которые, как предсказывали эксперты, окажутся одним из важнейших политических событий года. Столь исключительное внимание к полемическим баталиям кандидатов в вице-президенты - большая редкость. Как любят говорить американцы, мы выбираем президента, а не вице-президента. Лишь один эпизод из истории вице-президентских дебатов удержался в общественной памяти. Во время дебатов в восемьдесят восьмом году партнер Джорджа Буша старшего по номинации сенатор Дэн Куэйл, оправдывая свой юный для политика возраст, а ему было едва за сорок, напомнил о том, что Джону Кеннеди было столько же, когда он был избран президентом. Простодушие сенатора было тут же наказано. «Я знал Джека Кеннеди. Джек Кеннеди был моим другом. Вы, сенатор, не Джек Кеннеди", - осадил Куэйла Ллойд Бенсен, кандидат в вице-президенты от демократической партии. Исторический конфуз Куэйла, впрочем, не помешал ему стать вице-президентом после победы Джорджа Буша на выборах.


В том, что касается нынешних дебатов, то имидж, созданный Сарой Пэйлин, может, по мнению многих, отразится на исходе президентских выборов. Почему? Я задал этот вопрос профессору Маршаллу Голдману, содиректору Центра российских исследований Гарвардского университета.



Маршалл Голдман : Потому что она вызвала, я бы сказал, неадекватный уровень внимания, которого в прошлом не удостаивался ни один из кандидатов в вице-президенты. Я не удивлюсь, если эти дебаты привлекли больше телезрителей, чем президентские дебаты, которые прошли несколько дней назад. Во-первых, это можно объяснить тем, что она совершенно удивительный для политической сцены герой. Многих ли вы видели женщин, которые ходят с ружьем на лося? Когда вы до этого видели политиков национального уровня так выбивающихся из привычного политического шаблона, не говорящего языком вашингтонских штампов? Политика, звучащего, порой, как средний американец из глубинки? Многие избиратели способны идентифицировать себя с ней, в этом ее большая привлекательность. Во-вторых, если Джон Маккейн будет избран президентом, наш президент будет пожилым человеком и вероятность того, что Пэйлин придется заменить его в какой-то момент, заметно повышается, то есть к ней сейчас отношение как к человеку, который отчасти претендует на президентство.


При этом у нее нет никакого опыта международных контактов. У нее почти нет опыта жизни за пределами Аляски. Ее взгляды настолько консервативны, она, по словам критиков, настолько зашорена, что даже некоторые из республиканцев опасаются, что она дезориентирует среднего избирателя. И они начали даже призывать Маккейна отказаться от ее кандидатуры. В последнее время ее рейтинги упали, потому-то так важны были для нее эти дебаты.



Юрий Жигалкин: Ссылки на Россию звучат довольно часто во время президентской кампании. Как вы считаете, это проходная тема или нечто более серьезное?



Маршалл Голдман : Это важная тема. В основном, из-за российско-грузинского конфликта, на который кандидаты в президенты не могут закрыть глаза и буквально вынуждены соперничать друг с другом в демонстрации своей решительности. Россия выступила в глазах мирового общественного мнения в роли агрессора. Все это заставляет политиков говорить о вариантах нейтрализации российской угрозы, противостояния ей, неких наказаний. И я лично сильно обеспокоен тем, что после прихода в Белый Дом любой из кандидатов будет вынужден осуществить эти планы. И это приведет к ухудшению отношений между двумя странами.



Юрий Жигалкин: Станет ли октябрь, последние четыре недели перед президентскими выборами месяцем политических сенсаций? Если верить прошлому, октябрь в год президентских выборов был богат на удивительные политические сюрпризы, порой сильно отражавшиеся на политической ситуации. Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов : Выражение «Октябрьский сюрприз» давно вошло в американский политический лексикон. По меньшей мере, три книги прямо называются «Октябрьский сюрприз». Научный сотрудник Института American Enterprise Клод Барфилд поясняет:



Клод Барфилд : Это могут быть разные события, произошедшие за пределами США, но используемые кандидатами в их предвыборной борьбе. Например, крупные теракты, скажем, в Европе, или в Азии. Ужасы или масштабы терактов могут привлечь внимание американцев к проблеме терроризма и международных отношений, и тогда на выборах может победить Маккейн. Либо за несколько дней до выборов может произойти стихийное бедствие, скажем, землетрясение в Калифорнии, или неожиданная политическая акция президента. Под выражением «Октябрьские сюрпризы» имеются в виду события, под влиянием которых в последний момент может измениться динамика избирательной кампании.



Ян Рунов : В 2004 году в последний уикенд октября, за неделю до выборов, кандидат в президенты сенатор Джон Керри был уверен в своих шансах на победу. По опросам общественного мнения и отзывам политических комментаторов Керри явно лидировал в трёх дебатах, а политического, международного и военного опыта у него было больше, чем у Буша. Но вдруг Осама бин Ладен выпустил своё видео послание с критикой президента Буша. Это, по мнению Керри, вызвало обратную реакцию американских избирателей, и Буш выиграл.


Когда сюрпризов в октябре не было, политики сами их устраивали. Так было, например, за месяц до выборов в 1972 году, когда Генри Киссинджер выступил с декларацией, что мир во Вьетнаме уже почти в кармане. А в 2000 году перед самым днём голосования во всех газетах появилось сообщение, что Джордж Буш 25 лет назад был однажды арестован за вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Новости, дискредитирующие того или иного кандидата, и припасённые до последнего момента, тоже входят в понятие «Октябрьского сюрприза».


Среди сюрпризов, которые могут изменить ход выборов на этот раз, называют возможное появление видеозаписи, на которой один из кандидатов высказывается в расистском духе. Либо сообщение о том, что, скажем, Барак Обама родился не в США. Либо будет убит Осама бин Ладен... Даже выход художественного фильма Оливера Стоуна « W » о Джордже Буше неизвестно какую поднимет волну и как это отразится на настроении избирателей. Октябрь - месяц политических сюрпризов.



Юрий Жигалкин: Число американцев, инфицированных вирусом иммунодефицита, достигло миллиона ста тысяч в две тысячи шестом году. Это несколько меньше прежних оценок, хотя уровень заражения, по словам специалистов, остается высоким. Чуть больше четверти из инфицированных не знают о своем состоянии. Рост числа зараженных отчасти объясняется все более эффективными антивирусными медикаментами, продлевающими жизнь людей, хотя эксперты говорят, что ключом к победе над СПИДом могут стать превентивные меры. Почти половина заражений - результат однополого секса. Двадцать восемь процентов - женщины, заразившиеся в результате полового контакта с наркоманами, и двадцать процентов новых заражений приходится на наркоманов. Сорок шесть процентов инфицированных - афроамериканцы.


К десяти годам тюрьмы и двум с половиной миллионам долларов штрафа приговорен один из нью-йоркцев, обвинявшихся в новом типе преступлений - обмане несостоятельных домовладельцев. Вместе со своим сообщником Александром Липкиным Морис Макдоуэлл находил домовладельцев, неспособных оплачивать по своим ипотечным кредитов, и предлагал им передать ему дом в формальное владение с тем, чтобы он перефинансировал собственность, брал более крупный заем, выплатил старые долги, а они бы оплачивали уже новый кредит. В результате мошенники присваивали себе разницу и становились обладателями домов. Александру Липкину грозит тридцатилетний тюремный срок. Обман несостоятельных домовладельцев становится все более популярной формой мошенничества. Лишь в рамках этого дела обвинения были предъявлены шести подозреваемым, которые взяли незаконные кредиты на двадцать миллионов долларов.


Лучшее средство от нелегальной миграции - снижение экономического роста. Именно эта причина, по мнению экспертов из социологического центра Пью, стала причиной того, что в первую пятилетку нынешнего века в США незаконно проникали 800 тысяч мигрантов, а в последние два года их число снизилось до 500 тысяч. Мало того, многие из них покидают США. Больше шестидесяти процентов нелегалов, находящихся в США, говорят, что экономически их положение стало хуже, около шестидесяти процентов опасаются того, что они могут стать объектом депортации.


Экономические страхи, судя по всему, охватили американцев. Несмотря на сравнительно неплохие экономические показатели, невысокую безработицу и продолжающийся экономический рост почти восемьдесят опрошенных опасаются того, что последствия экономического кризиса заметно скажутся и на них. О причинах такого восприятия американцами действительности рассказывает Владимир Морозов.



Владимир Морозов : Многие из опрошенных встревожены тем, что могут потерять работу, а их дома еще больше упадут в цене. Половина опрошенных опасаются, что теперь им придется забыть о пенсии и еще несколько лет провести на работе. Но некоторые пенсионеры уже успели это сделать. Например, секретарша Джин.



Джин : С кем ни поговоришь, все жалуются. Мои родственники и знакомые потеряли на бирже много денег. Я посидела на пенсии, а потом вернулась на работу. Без этого мне каждый день приходится залезать в мои банковские сбережения, чтобы расплатиться по счетам.



Владимир Морозов : Кого американцы считают ответственными за кризис? По данным опроса, большинство бранит банки, которые давали деньги в долг тем людям, которые не могли эти деньги вернуть. Вторым в очереди виноватых стоит правительство, которое, по мнению американцев, должно было лучше контролировать работу банков. Третьим виноватым считают тех людей, которые залезли по уши в долги, не вернули деньги банкам и этим затруднили работу всей финансовой системы страны.



Житель : Понятно, что люди рассержены. По-моему, мало просто помочь банковской системе. Надо провести тщательное расследование и выявить степень вины тех, кто допустил кризис и поставил нас в такое опасное положение.



Владимир Морозов : Многие из опрошенных опасаются, что платить за обучение детей будет все труднее. Сегодня год обучения в частном колледже стоит в среднем 23 тысячи долларов. Джордан Грэнт, сотрудник отдела финансовой помощи университета города Сиэттл говорит, что получает сейчас вдвое больше заявлений о помощи, чем год назад.



Джордан Грэнт : Да, это очень неприятно, даже унизительно для студентов. Я понимаю их положение. Но мы в офисе не знаем, у кого из них мать потеряла работу или отцовский бизнес перестал приносить доход.



Владимир Морозов : Но, негодуя по поводу кризиса, 45 из ста опрошенных настроены против планов правительства по поддержке национального банковского сектора. За такую помощь высказались менее 40 процентов. Никого не радует то, что, помогая сегодня банкам, правительство еще больше залезет в долги. 8 из 10 американцев недовольны тем, что выплачивать эти долги придется их детям и внукам.


Сегодня сумма национального долга приближается к 10 триллионам долларов.



Юрий Жигалкин: Этой корреспонденцией Владимира Морозова мы завершим очередной выпуск рубрики «Сегодня в Америке». Всего доброго!



XS
SM
MD
LG