Ссылки для упрощенного доступа

Пересмотреть и переоценить. Противники Бориса Ельцина отметили годовщину октября-93


Среди тех, кто пришел 15 лет спустя к Дому Правительства, царило полное единодушие в оценке тех событий
Среди тех, кто пришел 15 лет спустя к Дому Правительства, царило полное единодушие в оценке тех событий
В субботу в Москве прошли мероприятия, посвященные 15-летию трагических событий, которые вошли в историю России как конституционный кризис 1993 года. Политический конфликт во властных верхах привел к вооруженным столкновениям на улицах Москвы, в результате которых погибли, по официальным данным, 157 человек.

Митинг коммунистов был организован на площади Краснопресненской Заставы. Очевидно, что выбор места не оказался случайным: во-первых, это близко к местам событий 1993 года, а во-вторых там расположен памятник погибшим во время боев в Москве 1905 года на Красной Пресне.


На фоне этого памятника и развевались знамена - преимущественно красные, хотя выше всех реял черный флаг с серпом и молотом. Пришли все лидеры думских коммунистов: Геннадий Зюганов, его заместитель Иван Мельников, несколько ведущих депутатов Государственной Думы от КПРФ.


Я разговаривал с несколькими участниками событий 1993 года, которые говорят, что, по их мнению, за эти 15 лет не изменилась оценка этих событий ни мим самими, ни властью. В частности, Владимир Улас, депутат Государственной Думы, считает, что Владимир Путин мог бы переоценить эти события, скажем, расставив по-другому их акценты. Но когда в Госдуме коммунистами предпринимались попытки возобновить разговоры о 1993, они, по словам моего собеседника, пресекались лично Путиным, который в глазах коммунистов является наследником Бориса Ельцина.


Вслед за митингом участники организовали шествие к Дружинниковской улице. Основную массу собравшихся, среди которых было немало молодежи (представителей московской городской организации Союза коммунистической молодежи, «Левого фронта», АКМ и так далее) пропустили примерно к тем подъездам Дома правительства России, которые в 1993 году подвергались шквальному огню как с одной, так и с другой стороны. Дальше пропускали только поодиночке тех, кто хотел возложить цветы к расположенному там небольшому памятнику.


В целом настроение собравшихся было однозначно: они говорили о том, что впереди социалистическая революция, что очень много нужно еще изменить в России, что многие приходят к переоценке событий 15-летней давности. По мере того, как уходит все дальше в прошлое эпоха Ельцина, эти люди говорят о еще большей своей правоте, о том, что нужно было сохранить советскую власть в России, оставить существовавший порядок, о том, что тогда произошло преступление и так далее.


Вспоминали при этом лишь 4 октября, говоря о том, что тогда стреляли по безоружным людям. Между тем, мало кто вспоминал о том, что происходило днем раньше, 3 октября, когда раздавались выстрелы в воздух, когда избитых людей победившие тогда защитники Белого дома выбрасывали из мэрии.


Действительно, у некоторых выступавших на коммунистическом митинге оценка событий претерпела некоторые изменения. В частности, Сергей Никитин, один из тех, кто защищал тогда Белый дом, сказал, что и политическое руководство было никудышное, и в левых рядах не было единства. Собственно, поэтому, как он считает, во многом и потерпела поражение та сторона, которая поддерживала съезд и Верховный совет.


Мероприятий же, которые можно было бы противопоставить акциям, организованным защитниками Верховного совета, практически не было. По крайней мере, серьезных и публичных, которые, может быть, позволили бы завязать общественную дискуссию. Но к Белому дому пришли только те, кто разделяет точку зрения противников Бориса Ельцина в 1993 году.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG