Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Портрет Анны Ахматовой работы Амадео Модильяни


Сегодняшний факт



Андрей Шарый : А сейчас я представлю вам итоговый выпуск программы «Время Свободы» – «Сегодняшний факт».


В Фонтанном доме в Петербурге 8 октября впервые в России выставлен портрет Анны Ахматовой работы Амедео Модильяни. Русская поэтесса и франко-итальянский художник познакомились в 1910 году в Париже во время свадебного путешествия Ахматовой. Годом позже отношения продолжились, и Модильяни, как считается, подарил Ахматовой 16 рисунков, из которых сохранился только один, остальные погибли или были уничтожены при разных обстоятельствах, возможно и самой поэтессой. Этот небольшой рисунок карандашом попал к сыну друга Модильяни, Поля Александра Ноэля, а затем был куплен шведской компанией "Рурик". Ее директор передал портрет Владимиру Путину, а теперь рисунок попал в Музей Анны Ахматовой. Об отношениях знаменитого художника и талантливой поэтессы говорит директор Музея Анны Ахматовой Нина Попова.



Нина Попова : В принципе, эта история уже давно схвачена беллетристами и попала во всякие романы – Анна и Амадео. Она сама писала, что «он рисовал меня не с натуры, а дома. Эти рисунки дарил мне. Их было 16».


В 1993 году в Венеции открывалась выставка рисунков Модильяни из собрания доктора Поля Александра. Итальянская словистка из России среди рисунков увидела целую серию портретов Ахаматовой. Это были «ню». Она определила тогда 9, позже исследователи увлекались и находили и 16 и 23. В 1993 в Венеции Броцкий тоже ходил по выставке. Броцкого принадлежат высокие слова, когда он слушал когда-то рассказ Ахматовой. Он говорил, что это Ромео и Джульетта в исполнении царских особ. Понятно, что это были очень личные отношения. Она пишет, что никогда не позировала, не сказала, правда, наверное. Полное право имела. В 1911 году она еще книжки даже первой не издала. Ей, соответственно, сколько-то… 22 года, а ему 24. Самое для нее важное, что оба они – это надежда на то, что все свершится. Поколение в Париже надеется на то, что ХХ век откроется для них такими сторонами!.. Ахматова считала… Что больше всего поражало Модильяни в ней, что она интуитивно может предсказать будущее, что она что-то знает, что обыкновенному человеку не дано. Однажды, когда его не было дома, окно мастерской было открыто. Она шла к нему с букетом роз. Его не было дома, и она стала кидать розы одну за другой в окно. А потом он спрашивал – как вы вошли?! Дверь была закрыты?! У вас же не было ключа?! Потому что розы лежали так, что их не мог так разложить человек, который не был в комнате. Это была некая сверхъестественная сила, которая сделала такую композицию из роз.


Вот некую композицию из роз мы бы хотели сделать на этой выставке, как знак не для желтой прессы и не для гламура, а для другого.



Андрей Шарый : Говорила директор Музея Анна Ахматовой Нина Попова. У микрофона корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : Жан Кокто назвал творческие поиски Амедео Модильяни поисками "линии души". Карандашные портреты Ахматовой сразу заставляют вспомнить это выражение - эти плавные линии как будто обозначают не женское тело, восхитившее художника, а сам путь познания, узнавания, процесс встречи одной прекрасной души с другой. Это "горняя" Ахматова, увиденная на тех вершинах, куда никто не мог проникнуть, кроме Модильяни. Интересно, что вершины эти возникли и были покорены в Париже. Считается, что для художника нет лучшей страны, чем Италия, где Модильяни и родился, и учился живописи. Но вот ведь - перебрался в Париж, чья тогдашняя атмосфера была столь неотразимо привлекательна для стольких гениев.


Встреча итальянского художника с русской поэтессой в Париже начала ХХ века выглядит более чем естественно. Но сколько бы ни было рисунков Модильяни, сделанных с Ахматовой, для меня все это - один портрет, один образ, развернутый веером легких проекций. Как будто изменчивая суть модели двоится, троится, множится в горящих руках творца, но карандашная линия поет одну и ту же мелодию. А вся та материальная основа, которая лежит под этими рисунками, встречи, свидания, отношения - это плоть, которая позволяет смертному увидеть бессмертный образ. И все эти догадки - было, не было - довольно смешны, если вспомнить значение слова "познать" в синодальном переводе книги Бытия - Адам познал Еву: высшие смыслы познания, соития, творчества, рождения слиты в этом понятии. И не наше дело, каким образом художник познает свою модель - довольно, что он знает о ней нечто, не доступное обычному взору.



Андрей Шарый : Гостями рубрики Сегодняшний Факт были моя коллега Татьяна Вольтская и петербургский искусствовед Нина Попова. В России впервые выставляется рисунок Анны Ахматовой работы Амедео Модильяни.


XS
SM
MD
LG