Ссылки для упрощенного доступа

Из-за уменьшения числа квот для иностранцев в России не хватает рабочих


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.



Кирилл Кобрин: Квота на количество иностранных рабочих в России была уменьшена. Теперь рабочих рук в стране не хватает, и ее вновь расширяют.



Тамара Ляленкова: Уменьшение в этом году числа рабочих квот для иностранцев почти втрое по сравнению с прошлым годом, уже в середине лета привело к тому, что рабочих стало катастрофически не хватать. В октябре премьер-министр России Владимир Путин был вынужден подписать постановление правительства, увеличившее число гастарбайтеров, которые могут приехать в Россию до конца этого года, до 3 миллионов 400 тысяч человек. Я спросила руководителя Центра демографии и экологии человека Российской академии наук Анатолия Вишневского, откуда, по его мнению, взялась эта цифра.



Анатолий Вишневский: Точного расчета сделать невозможно. Это еще может сделать какой-то крупных работодатель, который большими количествами принимает иностранных рабочих, но ведь они работают не только в крупной промышленности, допустим, или в строительстве, а вот в домашнем хозяйстве - кто на них должен подавать заявки? А они же нужны. И они приезжают и работают. То есть сама система непонятно как должна функционировать. Ну, а потом нелегальные мигранты, не учитываемые и не проходящие по квоте, они ведь выгодны для работодателей. Мне кажется, эти квоты вообще с потолка берутся. Нет такого механизма и возможности - учесть с большой полнотой потребности, допустим, на будущий год. В принципе, вот этот замысел квот, он не содержит какой-то идеи насчет того, что кто-то из тех, кто приезжает, должен здесь оставаться постоянно. Если речь идет о корректировке каких-то демографических тенденций, то это совсем другие соображения. Потому что тогда люди должны приезжать с семьями, тогда их дети должны учиться здесь или они тут должны обзаводиться семьями. А все эти гастарбайтеры - имеется в виду, что этого ничего не будет. У нас нет процедуры и практики такой массовой натурализации, превращения в граждан России. Это свидетельствует, по-моему, об отсутствии четкости самой политики миграционной.



Тамара Ляленкова: Действительно, или существует государственная политика, или процессы регулирует сам рынок. Однако в нынешней ситуации, похоже, работают оба механизма, иначе зачем нужна была квота в 1 миллион 800 человек на этот год, если по предположениям Федеральной миграционной службы незаконно на территории Российской Федерации находятся от 10 до 12 миллионов. Рассказывает старший научный сотрудник Института демографии Никита Мкртчан.



Никита Мкртчан: Я считаю, что квоты не нужны, потому что мы мало знаем, сколько нам людей нужно на работы. Совершенно разные нам нужны люди. Нам нужны и специалисты, что называется, в области IT и так далее, но мы не можем их привлечь в нужном нам количестве. Мы можем привлечь скорее работников средней и низкой квалификации, их тоже нужно много. Потом, какой смысл в этой квоте? Если мы хотим оградить рынок труда, никто Минтруду не возбраняет выносить запрещение на привлечение иностранной рабочей силы, если, допустим, на эти места претендуют россияне. Количественное ограничение сверху вряд ли целесообразно, если нужны работники, если работодатель готов им платить. В ситуации, если мы не знаем четко потребности рынков, вводить какие-то ограничения сверху мне представляется нецелесообразным.


Насколько я понимаю, основное влияние на экономику этих мигрантов - это цена труда, цена на услуги перевозчиков, на какие-то сегменты рынка жилья, дешевое жилье требуется таким работникам, какие-то дешевые сервисы, может быть, специфические сервисы. В принципе, работники, когда возвращаются на родину, привыкают к неким товарам, которые они здесь потребляли, соответственно, они могут стимулировать спрос на российские товары у себя в странах. Ведь это циркулярная такая миграция: человек приезжает, уезжает к себе, потом опять приезжает.



Тамара Ляленкова: Возможно, на решение принять именно такую - в три раза по сравнению с прошлым годом заниженную - квоту, повлияло общественное мнение, что иностранцы отнимают работу у россиян. О том, насколько справедливо это мнение, я спросила у председатель исполкома Форума переселенческой организации Лидии Графовой.



Лидия Графова: Сегодня, когда такой кризис, говорить об увеличении квот немножко проблематично. Тем более что по существующим инструкциям заявка на квоты должна подаваться работодателями 1 мая текущего года на год будущий. Это как же можно предвидеть при нынешнем совершенно гибком рынке, сколько будет рабочих, как у тебя повернется дело? Кстати говоря, это очень громоздкая бюрократическая процедура - оформить квоту, а когда много принимают рабочих, это вообще целая проблема. Так вот и получается, что те работодатели, которые все-таки эту бюрократическую процедуру проходят, они не могут сразу набрать всех, кто их нужен, так вот, они потом остаются вне квоты, потому что кто-то, кто забыл подать эту заявку, раньше их использовал. В общем, такой механистический подход, он нелеп для развивающейся экономики, у нас и демографический кризис, и крайне требуются люди.


И вообще, это неблагодарно. Посмотрите, какой чистенькой сделали Москву эти самые гастарбайтеры. Посмотрите, сколько зданий возвелось в той же Москве на дешевый, порой рабский труд этих мигрантов. Существует несколько мифов, которые специально насаждаются в сознании россиян против трудовых мигрантов, якобы они забирают рабочие места. Это неправда, потому что на ту работу, которую, кстати, очень добросовестно делают приезжие, соотечественники, местные не идут, это уже давно доказано. И вот эта глупость о том, что якобы они грабят Россию, вывозят огромное количество денег... да, они вывозят какие-то деньги, но 7 процентов ВВП делается руками мигрантов. Они работают, они получают за свой труд, кстати говоря, меньше, чем местные получают. И что значит - они увозят деньги? Они зарабатывают деньги и некоторую часть этих денег тратят на то, чтобы прокормить свою семью. Иначе за что они тут будут гробиться под страхом смерти? Потому что как у нас убивают эти бедных гастарбайтеров - это всем известно.



Тамара Ляленкова: Все независимые эксперты единодушны в том, что в условиях рыночной экономики, а тем более сегодняшней нестабильности создавать искусственные ограничения на рынке труда не только бессмысленно, но и вредно. В один прекрасный день может получиться так, что улицы останутся грязными, дома недостроенными, а с прилавков исчезнет значительная часть еды.


XS
SM
MD
LG