Ссылки для упрощенного доступа

Парламентские выборы в России


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович .



Марина Дубовик : Парламентские выборы в России. В Центризбиркоме, куда стекается вся информация по выборам, работает мой коллега Данила Гальперович.


Здравствуйте, Данила!



Данила Гальперович : Здравствуйте!



Марина Дубовик : Какой информацией на эту минуту вы располагаете?



Данила Гальперович : Надо сказать, что, конечно же, выборы самого разного вида сейчас происходят в России. Есть выборы, которые значат довольно много для всего региона, где они происходят – это пять регионов, там выбираются парламенты. Я напомню – это Чеченская республика, Забайкальский край, Иркутская, Кемеровская и Сахалинская области. Там выбираются местные законодательные собрания. Кроме того, еще в 17 регионах проходят дополнительные выборы. Это практически все края России – Алтайский, Коми, Тыва, Пермь, Приморский край, Ставропольский край и так далее. Еще в 70 субъектах Федерации проходят самые разные выборы по выборам в местные самоуправления. А вот довыборы, о которых я раньше сказал, это в парламенты субъектов Федерации.


Таким образом, говорится о том, что сейчас все избирательные участки открыты, вовсю идет голосование. Например, на 2 часа местного времени в Кемеровской области явка была довольно высокой – 40 процентов, в Чечне на 10 утра – явка 20 процентов. Естественно, это официальные данные, которые довольно тяжело подтвердить, находясь в Центральной избирательной комиссии, имея только официальную информацию, как бы рапорты местных избирательных комиссий.


Если же говорить о том, как проходят выборы глазами тех, кто официально пытается устранять на них происходящие нарушения, а именно – Фонд свободных выборов и так далее, то можно говорить о нарушениях самого разного плана. Один из людей, который здесь, в Центризбиркоме, смотрит за такой чистотой выборов или, во всяком случае, говорят, что выполняет эту обязанность, это Андрей Пржездомский, член Общественной палаты. Он говорит, что поступали уже в день голосования и накануне самые разные жалобы. Например, жалобы были на то, что в бюллетенях фамилия одного кандидата была выделена жирным шрифтом, а фамилии других кандидатов были обычные. Было очевидно, что у одного из кандидатов есть некое преимущество. Были нарушения в смысле агитации, когда близко к избирательному часу там оставалась агитация самых разных партий. Был вроде как административный ресурс. Но оценку того, что, например, избиратели доставляются на автобусах к избирательным участкам, дают разную. Одни люди говорят, что вполне возможно, что это помощь в дальних районах людям доехать до своего места голосования. С другой стороны, те, кто критикует эту практику, говорят, что если один кандидат, кто доставляет этих людей, то, скорее всего, за этого человека они проголосуют.


Так или иначе, пока по официальным данным каких-то очень серьезных нарушений, которые были бы выявлены и нарушили ход голосования, нет. Еще раз повторюсь, Марина, что это официальные данные.



Марина Дубовик : Данила, ведь прошли еще досрочные голосования, скажем, в Сахалинской области, куда затруднено транспортное сообщение. Допустим, в Чечне были сообщения о том, что там проголосовали пограничники заранее. Эти сведения, Данила, включаются сейчас уже в данные?



Данила Гальперович : Да, конечно. Вообще, всегда сведения о досрочном голосовании по идее, по закону включаются в данные следующим образом. Естественно, урны не вскрываются, но явка фиксируется, потому что к явке дня голосования прибавляются эти голоса. Потому что те, кто проголосовал досрочно, их посчитать достаточно легко. Это не очень большой процент. Вот этот процент добавляется к фиксируемой явке в день голосования.


Что же говорить о самих результатах, то есть о волеизъявлении, конечно же, по закону и те урны, которые были для голосования досрочного, и те, которые будут заполнены в день голосования, должны открываться в одно и то же время, а никак не раньше.



Марина Дубовик : Спасибо большое, Данила!



XS
SM
MD
LG