Ссылки для упрощенного доступа

Немецкий фильм «Баадер-Майнхоф комплекс»


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.



Дмитрий Волчек: Самый обсуждаемый европейский фильм последних дней - «Баадер-Майнхоф комплекс» - немецкая картина о лидерах первого поколения возникшей в конце 60-х годов террористической организации РАФ - Фракции Красной Армии, совершавшей убийства, взрывы, ограбления банков, похищавшей людей, сотрудничавшей с разведкой ГДР и палестинскими террористами. Фильм, который выдвинут от Германии на премию «Оскар», посмотрел берлинский корреспондент Свободы Юрий Векслер.



Юрий Векслер: История РАФ по-прежнему волнует немцев, так как многие участники событий живы: некоторые из террористов, отсидев свои большие сроки, теперь на свободе, несколько других по-прежнему в тюрьме, а еще несколько так и не найдены несмотря на все усилия полиции. Живы и родственники, в частности, дети жертв РАФ. Хотя создатели РАФ покончили с собой в тюрьме в 1976 году, сама организация просуществовала до своего официального самороспуска 1998 году. Но ни один из бывших РАФовцев за все эти годы не произнес ни одного слова раскаяния или хотя бы сожаления о содеянном. Не успев выйти, фильм режиссера Ули Эделя и продюсера Бернда Айхингера был уже номинирован от Германии на Оскар. Это не первый фильм о РАФовцах, но явно первый под девизами «Вперед к Оскару» и «Все на продажу», в данном случае продается Терроризм Made in Germany . Фильм сделан с размахом и профессионально добротно, но вызвал много критики и протесты прежде всего со стороны родственников жертв, но и, например, со стороны дочери знаменитой террористки Ульрики Майнхоф, журналистки Беттины Рёль. Она выступила с критикой фильма, как создающего новый ореол привлекательности того терроризма и м.б терроризма вообще и осудила выбор актера Мориса Бляйбтроя, уже давно носителя симпатий немецкой публики, на роль главного террориста Баадера. Вот вывод Беттины Рёль.



Беттина Рель: Террористам РАФ поставлен памятник. Вместо показа историй людей, в чью жизнь вторглись со своими бомбами рафовцы, в картине широко представлены мысли и чувства самих террористов. Зрители по замыслу создателей ленты должны таки понять РАФ. Большее героизирование трудно представить».



Юрий Векслер: Ульрике Майнхоф произносит в фильме свою известную фразу: «Мы говорим: человек в униформе – это не человек, а свинья. Исходя из этого и следует с ним обращаться. И конечно в него можно стрелять».


Другая известная террористка Гудрун Энслин произносит на судебном процессе «Мы поняли, что слова, за которыми не следуют действия, не имеют права на существование». И зал, как и было в действительности, аплодирует.


Вдова убитого террористами РАФ банкира Юргена Понто вернула в знак протеста против фильма высшую награду страны крест за заслуги, отослав его президенту Хорсту Кёлеру. Свою награду ныне 79-летняя Игнес Понто, музыкант по профессии, получила за создание общегерманской организации «Школы музицируют».


Главная претензия семьи Понто - к подробно и поэтому безжалостно по отношению к чувствам семьи банкира снятой сцене его убийства.


Интересную историю рассказал в интервью журналу Фокус режиссер картины Ули Эдель, который, готовясь к фильму, встречался с бывшими РАФовцами.



Ули Эдель: Кроме сплетен о том, кто с кем спал или о том, сколько миллионов было захвачено в банках, я узнал также, как конкретно выглядели убийства. Например, то, что прокуратура не смогла узнать в течение десятков лет, а именно кто конкретно застрелил взятого в заложники Мартина Шляйера. Но так как это были ничем не подтвержденные высказывания, я не использовал эти свои знания в картине. Все мои собеседники хотели, прежде всего, денег и только после их получения становились словоохотливыми. Некоторые предлагали себя в качестве консультантов на съемках. Я это категорически отвергал. И тогда я слышал угрозы выступить в СМИ с обличениями в том смысле, что все, что я показываю в картине про их жизнь – чушь собачья и нечего общего с реальностью не имеет. Такая уверенная холодная оценка своего влияния в СМИ поразила меня и я, онемев на время, не сразу нашел слова для ответа.


Юрий Векслер: Фильм вызывает споры, но известный эксперт по воздействию средств массой информации Лутц Хахмайстер выразил по поводу остроты реакций свое недоумение: « Я полагаю, что тот, кто много читал об РАФ, ничего нового в этом фильме не узнает. Это не более чем иллюстрирование и визуализирование тех сведений, которые мы могли ранее почерпнуть из соответствующей литературы».




XS
SM
MD
LG