Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Истории Запада и Востока. Голландская деревня Волендам


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.



Олег Винокуров: В Голландии вышла книга о самой известной за рубежом голландской деревне – Волендаме. Старинная деревня Волендам на северо-западе Нидерландов, несмотря на свою миниатюрность (всего двадцать две тысячи жителей) – место небезызвестное. Небезызвестное не только среди голландцев, которые не перестают удивляться, как из такой маленькой деревушки произошло столько отличных футболистов, знаменитых певцов и певческих коллективов, но и среди иностранцев, которые сотнями тысяч приезжают в Волендам как в деревню-сувенир. Почему Волендам стал символом Голландии, в то время как остальные голландцы считают волендамцев людьми со странностями, - об этом наш корреспондент в Нидерландах Софья Корниенко.



Софья Корниенко: В том, что Волендам пользуется особенной популярностью среди туристов, немалая заслуга находчивого Леендерта Спаандера, хозяина одной из местных гостиниц в конце XIX века. Спаандеру пришла в голову идея открыть специальные номера для художников со всего мира. Приезжие художники вдохновлялись местным пейзажем из деревянных домиков и лодок. Последние во всевозможных вариациях возникали у них на холстах и возвращались вместе с художниками во Францию, Англию и Америку в качестве бесплатной рекламы. Уже несколько лет спустя после открытия «отеля для художников» в Волендам валом повалили туристы, которым хотелось «настоящую Голландию» увидеть своими глазами. А традиционный волендамский народный костюм – высокий женский чепец, пышная юбка с коротким передником и невероятного размера деревянные башмаки – до сих пор считается во всем мире народным «голландским» костюмом. Вот такой ранний пример раскручивания популярности через тиражирование картинок.


Правда же заключается в том, что для большинства голландцев, Волендам – такая же загадка, как и для иностранцев. Этой осенью во всех книжных магазинах страны появилась новая книга анекдотов из жизни Волендама, озаглавленная « Ik , Adriaan Veerman » («Я, Адриаан Веерман»). Под псевдонимом «Адриаан Веерман» (сочетание распространенной в деревне фамилии с экзотическим именем) скрывается местный футболист-неудачник Эдди Хаут.



Эдди Хаут : Если хочешь быть популярным в Волендаме, самое главное – овладеть искусством игры в футбол. Я в этом деле безнадежно провалился. А так как петь я тоже не умел, то уже с ранних лет мои карьерные перспективы оказались серьезно ограничены.



Софья Корниенко : Сегодня сборник рассказов Эдди Хаута о Волендаме в родной деревне зачитали до дыр, и книга вышла в переизданном и дополненном варианте крупным тиражом.



Эдди Хаут : «Наконец, мои родители поженились и стали жить в живописной рыбацкой деревне Волендам, где отец родился и вырос. Однако моя мать родилась и выросла совсем не там, а в деревне Абкауде, что под Утрехтом. Так как в Волендаме принято жениться только на местных девушках, волендамцы не оценили оригинального поступка моего отца. Новоиспеченная жена вдобавок была еще и не из католической церкви, поэтому жизнь на холодном заливе Айсселмейр ее ждала тяжелая».



Софья Корниенко : Мать Хаута, как и всех приезжих, волендамцы называли «пальто». Такое странное прозвище имеет простое объяснение – в Волендаме все местные жители носили традиционный костюм и головной убор, а приезжие – пальто. Сегодня традиционная одежда стала большой редкостью, но – как чепцы и передники когда-то – до сих пор сияет на солнце и надувается парусами на ветру развешенное белоснежное белье, сверкают зеркальной чистотой окна и выкрашенные зеленой лаковой краской деревянные рамы и двери. В Волендаме стоит неголландская, болезненная чистота. Местные домохозяйки пылесосят даже улицу перед домом, говорит Эдди Хаут. В книге он описывает, как соседка вычищает щели между каменными плитками картофельным ножичком; если же заметит в саду у Хаута сорняк, сразу постыдит писателя. Глава общины волендамской Церкви Святого Винцентия, Кейс де Вит объясняет перфекционизм волендамцев генетической памятью о былой бедности и унижениях: до 1860 года денег у волендамцев не хватало даже на то, чтобы построить свою церковь.


К сожалению, современность безжалостна к закрытым миркам рыбацких деревень, многие из которых раньше были островами и до сих пор сохранили свои старинные диалекты. Неприятие смешанных браков в этих деревнях с годами привело к повышенному числу наследственных заболеваний, строгие семейные и религиозные устои в диссонансе с окружающим миром – к повышенному употреблению тяжелых наркотиков среди молодежи, в то время как по Голландии в целом употребление тяжелых наркотиков значительно ниже, чем в других странах Европы. Нельзя сказать, чтобы Волендам был исключением в этом печальном ряду рыбацких деревень, но все же Волендам – помимо пресловутых угря и селедки – стоит еще на трех китах: футболе, туризме и популярных певцах. Когда по телевизору начинается очередная серия реалити-шоу о молодом певце Яне Смите, улицы пустеют.


Волендамцы вообще все делают вместе. «Раз в год», говорит Эдди Хаут, «мы покидаем деревню и все вместе уезжаем в отпуск в Испанию». Хаут имеет в виду не только свою жену и дочерей. Волендамцы уезжают в отпуск всей улицей, в один и тот же кемпинг. «Так что мой волендамский сосед и в отпуске – мой сосед», - поясняет Хаут.



В моей деревне – в твоей деревне


Светит ли солнце или дует холодный ветер


Ты не беспокоишься о завтрашнем дне


Пока сегодня можешь сказать:


«Я никогда не покину Волендама»…


XS
SM
MD
LG