Ссылки для упрощенного доступа

На малых реках Самарской губернии разрушаются плотины


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Хазов.



Михаил Саленков : На малых реках Самарской губернии разрушаются плотины. Чиновники районных администраций заявляют, что нет средств на содержание плотин, а местные жители жалуются на плохое состояние водоемов. В чем причина? В этом разбирался наш корреспондент Сергей Хазов.



Сергей Хазов : В Самарской области в Похвистневском районе в сентябре по решению местных властей была разрушена плотина на речке Токал. Раньше комплекс плотин на реке Токал регулировал уровень воды в прудах, которые не только снабжали водой Похвистневский район, но и служили пожарными водоемами. Теперь пруды обмельчали, а плотины, которых здесь несколько, стали аварийными. Как рассказал заместитель главы сельского поселения Мочалеевка, Похвистневского района, Николай Гладков, одну из плотин пришлось разрушить из-за жалоб местных жителей, которые опасались, что аварийная плотина приведет к затоплению села.



Николай Гладков : В этом году во избежание затопления села Мочалеевка, я решил ее углубить. Это размыто уже было. Население подтвердит.



Сергей Хазов : «Разрушение плотины уменьшило численность рыбы в местных водоемах», - рассказал житель села Первомайск, Похвистневского района, Анатолий Тюпаев.



Анатолий Тюпаев : Рыба в сеть так не идет. А когда спустили, она пошла вся в сети, прямо ужас, сколько там рыбы было! А мальков погубили там очень много.



Сергей Хазов : Плотина в Похвистнево не состояла на балансе районной администрации, и потому фактически была бесхозной. Такая ситуация с гидротехническими сооружениями по всей Самарской губернии. Пока плотины остаются без хозяев, люди разворовывают их оборудование. Каскад плотин в Похвистнево не был в свое время достроен. Трубы плотин были проложены, но потом строители приостановили работы. Гидротехническая система, необходимая для работы каскада плотин, была проложена, но затем трубы попросту украли. «Сейчас у властей нет средств, чтобы отремонтировать построенные двадцать лет назад плотины», - рассказал глава сельского поселения Мочалеевка, Похвистневского района, Сафиулла Максутов.



Сафиулла Максутов : Они давно уже проложены были. Я даже не знаю, в каком году. Их увезли. Я не в курсе дела.



Сергей Хазов : Местные жители наблюдали, как двадцать шестиметровых труб, образовывавших каскад плотины, бесхозно лежали у озера. «Затем исчезли», - рассказала жительница села Первомайск, Похвистневского района, Людмила Букловская.



Людмила Букловская : Администрация сейчас народу объясняет, что этих труб там никогда не было. Озеро они раскопали из-за того, что, видите ли, погреба затапливает. А рыбу вылавливали тоже, наверное, для погребов.



Сергей Хазов : «Нужно выяснить, почему плотина в Похвистневском районе оказалась разобранной», - пояснил заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области Виктор Кудряшов.



Виктор Кудряшов : Учитывая, что произошел ущерб объекта незавершенного строительства, объекта собственности, в первую очередь, нужно провести расследование и привлечь к ответственности лиц, которые виновны в таком самовольном разрушении.



Сергей Хазов : По словам областных чиновников, сегодня в Самарской губернии более тысячи плотин и дамб, и только единицы имеют хозяина. Из губернского бюджета ежегодно выделяется порядка 160 миллионов рублей на поддержание гидротехнических сооружений в безаварийном состоянии. «Однако при отсутствии программы по контролю за состоянием плотин, средства из бюджета не доходят до районных администраций, а за разрушение гидротехнических сооружений на малых реках губернии никто из чиновников не отвечает. Экологи давно говорят о необходимости принятия специальной программы по контролю за состоянием плотин в Самарской губернии». Говорит председатель самарского экологического общества Анатолий Виноградов.



Анатолий Виноградов : Везде, там, где необходимо заниматься экологией, сидят не специалисты. Несмотря на то, что экологические проблемы расширяются, в смысле, они становятся более масштабными, тем не менее, сокращается количество направлений различных. Экологи это понимают и предупреждают заранее. А предупреждение эколога сбывается примерно через 15-20 лет. Главный кризис - это конфликт экономики с экологией, конфликт цивилизации с биосферой, который и привел нас к глобальному экологическому кризису. В регионах, в разных странах, где больше, где меньше тоже эти маленькие кризисы, начиная с озер, постепенно то в одном месте, то в другом, а потом начинают сливаться в более общие кризисы. Это идет от более общей, стало быть, политики, которая противодействует людям и природе. Это значит, что необходимо менять такую политику. А экологи, понимают специалисты, что эта политика - зажима экологии - идет в пользу экономике.



Сергей Хазов : «Многие гидротехнические сооружения на малых реках Самарской области построены в середине прошлого века и не соответствуют современным экологическим требованиям. Экологи и инженеры-строители должны вместе усовершенствовать действующие в регионе плотины», - рассказал кандидат биологических наук Анатолий Виноградов.



Анатолий Виноградов : Посчитано, что если, допустим, затрачиваются определенные средства, то они со временем тратят все больше и больше. В конце концов, сооружение становится нерентабельным. Стратегически мы это видели. Но в данном случае, насколько я знаю, власти в курсе дела - и региональные, и областные. Если есть средства, то нужно помочь. Если нет, по крайней мере, на первое время сейчас таких средств, надо создать соответствующую комиссию и программу, как это делать.



Сергей Хазов : В Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области намерены совместно с экологами и инженерами по эксплуатации гидротехнических сооружений создать специальный реестр по учету действующих в губернии плотин. Подобные «реестры плотин» уже давно существуют в Соединенных Штатах, помогая экологам следить за состоянием инфраструктуры малых рек.



XS
SM
MD
LG