Ссылки для упрощенного доступа

В Московском окружном военном суде начнутся предварительные слушания на процессе по делу об убийстве Анны Политковской


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие адвокат Анна Ставицкая и заместитель главного редактора "Новой газеты" Сергей Соколов.



Марк Крутов : Сегодня в Московском окружном военном суде начнутся предварительные слушания на процессе по делу об убийстве журналиста "Новой газеты" Анны Политковской. Следствие удовлетворило ходатайство защиты, и дело будет рассматриваться с участием коллегии присяжных. На скамье подсудимых те, кого следствие считает непосредственными соучастниками преступления - бывший сотрудник УБОП Сергей Хаджикурбанов, а также братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы. Рустам Махмудов, который обвиняется в непосредственном осуществлении убийства, объявлен в розыск. Несколько дней назад один из адвокатов со стороны потерпевших, то есть семьи Анны Политковской, Карина Москаленко попала в больницу. Во Франции, где она находится, в ее машине были найдены следы ртути. Сейчас с нами на прямой связи еще один адвокат потерпевших на этом процессе Анна Ставицкая и заместитель главного редактора "Новой газеты" Сергей Соколов.


Анна, расскажите, пожалуйста, подробнее, если можно, о том, что случилось с вашей коллегой Кариной Москаленко. Связываете ли вы это происшествие с началом слушаний по делу Политковской?



Анна Ставицкая : Насколько я знаю, как рассказывала Карина, в воскресенье ее муж в их машине, в которой они ездят всей семьей, были обнаружены следы, похожие на ртуть. Он начал убирать машину и увидел шарики ртути. Естественно, сразу же была вызвана полиция. Было произведено обследование машины. Эти вещества полиция забрала. Сейчас будет проводиться исследование этого вещества, его количество и что это. Возбуждено уголовное дело, ведется расследование.



Марк Крутов : Но вот тот факт, что Карина Москаленко не сможет принять участие сегодня в начале процесса, это как-то повлияет на его ход?



Анна Ставицкая : Естественно, мы будем сегодня заявлять ходатайство об отложении дела в связи с тем, что Карина Москаленко не может сегодня присутствовать в судебном заседании. Мы будем просить отложить судебное разбирательство на неделю.



Марк Крутов : Скажите, пожалуйста, Анна, почему не удалось добиться открытости этого судебного процесса?



Анна Ставицкая : Вы знаете, пока еще этот вопрос не обсуждался в ходе судебного заседания. Сегодня, то предварительное слушание, которое должно состояться, оно, с точки зрения закона, является закрытым. Поэтому здесь уже не зависит от желания сторон. Это так четко записано в законе, что любое предварительное слушание, в котором решается вопрос о поддержании либо не поддержании ходатайства о суде присяжных и о заявлении ходатайства о допустимости доказательств, рассматривается в закрытом режиме. А уже вопрос о том, будет ли все дело рассматриваться в закрытом или открытом режиме, этот вопрос уже будет подниматься сторонами, судом. Это еще не решенный вопрос.



Марк Крутов : Означают ли ваши слова, что вопрос о суде присяжных тоже пока еще окончательно не решен?



Анна Ставицкая : Дело в том, что вопрос о суде присяжных заявляется исключительно обвиняемым на следствии или подсудимым. Это решение вовсе не зависит от решения суда или следствия, как вы, например, сказали. Если в ходе предварительных слушаний подсудимые откажутся от своего намерения рассматривать это дело судом с участием присяжных, то, соответственно, это дело будет рассматриваться без присяжных. А если они поддержат свое ходатайство, которое было заявлено в следствии, то дело будет рассматриваться судом с участием присяжных.



Марк Крутов : В любом случае, Анна, на какие факты этого дела вы намерены обратить внимание суда в первую очередь?



Анна Ставицкая : Знаете, это очень сложно сказать, потому что там очень много фактов, на которые необходимо будет обращать внимание суда. Очень много.



Марк Крутов : Спасибо, Анна! Сергей, чего вы ждете от этого процесса?



Сергей Соколов : Я, по крайней мере, надеюсь на его публичность. Я имею в виду не сегодняшнее заседание, которое может состояться, а может и не состояться, а весь процесс. Поскольку я полагаю, что преступление в такой степени цинизма и преступление, в котором задействованы агенты и сотрудники специальных служб и бывшие и действующие сотрудники милиции, все эти факты должны стать, конечно, достоянием гласности.



Марк Крутов : Верите ли вы, что вслед за исполнителями будут установлены и заказчики убийства Анны Политковской?



Сергей Соколов : Делать прогнозы в нашей стране весьма странное занятие. Я, по крайней мере, на это надеюсь. Осторожный оптимизм - я бы так сказал. Потому что до этого момента следствие, по крайней мере, старалось сделать все от него зависящего, в меру возможностей, которые я бы не сказал, что были безграничны, и не были никем и ничем ограничены. Есть наработки у следствия, есть наработки у "Новой газеты", которая ведет собственное расследование по этому поводу. По крайней мере, у меня есть предположение, что фамилии заказчика и других фигурантов по делу мы можем установить. А вот вопрос - как будет доказываться их вина, дойдут ли они до суда? - пока открыт.



Марк Крутов : Сергей, как вы думаете, если обвиняемые не отзовут свое ходатайство о рассмотрении этого дела судом присяжных, как сказала Анна Ставицкая, в таком случае суд просто не сможет отказать им в этом праве, дело все-таки будет рассматриваться судом присяжных... А мы знаем, что в России результаты подобных судов часто оказываются довольно неожиданными. Как вы думаете, этот факт как-то может повлиять на процесс?



Сергей Соколов : У нас суды вообще довольно неожиданные - что гражданские, что военные, что суд присяжных. Единственное, что могу сказать, сама Анна Степановна Политковская всячески защищала этот новый для России институт присяжных. Было бы правильно, чтобы все-таки суд присяжных рассматривал это потрясающее по своей наглости убийство. С другой стороны, я понимаю, что адвокаты научились работать с присяжными лучше, чем прокуроры. Скандалы действительно регулярно сотрясают суды по громким делам. Остается только надеется на то, что в этой ситуации присяжные попытаются объективно посмотреть на обстоятельства дела и вспомнить, что убита женщина, убит известный журналист, общественный деятель и, по крайней мере, попытаются не обращать внимания на все остальные привнесенные обстоятельства.



Марк Крутов : Спасибо, Сергей!



XS
SM
MD
LG