Ссылки для упрощенного доступа

Выборы президента в Азербайджане


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Кирилл Кобрин : Сегодня в Азербайджане проходят выборы президента страны. Борьбу за пост президента ведут семь кандидатов, среди них глава государства Ильхам Алиев. Его называют бесспорным лидером. Оппозиционные политики объявили о бойкоте голосования. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов : Наиболее влиятельные оппозиционные силы - партии «Мусават», Народного фронта, Гражданского развития, Либеральная, общественный форум «Во имя Азербайджана» - отказались от участия в выборах, призвав избирателей бойкотировать голосование. В избирательных бюллетенях остались фамилии так называемых конструктивных оппозиционеров, утверждает руководитель центра исследований Восток-Запад Арастун Оруджлу.



Арастун Оруджлу : Выборы предсказуемы из-за того, что если смотреть на сегодняшний день, на принимающих участие кандидатов, то там фактически один кандидат - это Ильхам Алиев, нынешний президент. И шесть так называемых альтернативных кандидатов, которые якобы представляют оппозицию. На самом деле, в общем-то, это люди, которые относятся к категории, как принято называть, в общем-то, совсем не в положительном смысле, конструктивной оппозицией. Это слово, безусловно, в нормальном политическом лексиконе, в общем-то, совершенно понятный термин. А на Южном Кавказе, особенно, в Азербайджане, понятие "конструктивная" в политике употребляется, прежде всего, в нарицательном смысле. Естественно, в этих условиях даже ни у кого нет сомнения, что в случае, если даже избиратели не явятся на избирательные участки, в любом случае президентом станет снова Ильхам Алиев.



Олег Кусов : Доверие к выборам в азербайджанском обществе подорвано, утверждает один из лидеров оппозиции, руководитель Общественного форума «Во имя Азербайджана» Эльдар Намазов. По его словам, оппозиция возлагает надежды на следующие парламентские и президентские выборы.



Эльдар Намазов : На протяжении, как минимум, последних 10 лет все выборы в Азербайджане были тотально фальсифицированы. Это находило свое отражение во всех мониторинговых отчетах и ОБСЕ, и Совета Европы, и всех остальных международных структур. И каждый год после таких сфальсифицированных выборов властям давались определенные рекомендации, как исправить ситуацию. Власть из года в год эти рекомендации не выполняет. Поэтому в обществе накопилось некое негативное отношение и неверие в институт выборов, пока власти не пойдут на реформу избирательной системы и избирательные комиссии не будут под влиянием одной правящей партии. Пока власти на это не пойдут, ни оппозиция, ни в целом азербайджанское общество не могут питать никакого доверия к институту выборов. Поэтому не только лидеры оппозиции (мы приняли решение о бойкоте выборов), но в целом в обществе никакого интереса к этим выборам нет. Таким образом, общество в целом выражает свой протест против этих тотальных фальсификаций.



Олег Кусов : Ту часть оппозиции, которая отказалась от участия в выборах, нельзя назвать влиятельной политической силой в Азербайджане, утверждает политолог Эльдар Джахангиров.



Эльдар Джахангиров : Методы, которыми они пользуются, это методы начала 90-х. Они не освоили новых технологий. Они не освоили новых путей общения, новых выходов на политические трансакции с электоратом. В связи с этим есть очень большая пропасть между тем, что могут потенциально даже предложить они и тем, что требует ситуация сегодняшняя.



Олег Кусов : Ильхам Алиев выполнил большинство обещаний, данных в 2003 году, полагает Эльдар Джахангиров.



Эльдар Джахангиров : Есть очень много объективных успехов. Я имею в виду, прежде всего, внутриполитическую ситуацию, экономические успехи, финансовые показатели страны, достижения в области внешней политики, балансирование между Россией и Западом. Даже радикальные оппозиционеры на эту тему просто ничего не говорят, потому что это очень близкое к идеалу поведение. Серьезные достижения в области инфраструктурных проектов, очень много гуманитарных проектов.



Олег Кусов : Неудачи в Нагорном Карабахе стали причиной отставки прежних президентов Азербайджана - Муталибова и Эльчибея. Но нерешённая проблема никак не сказывается на рейтинге Ильхама Алиева. Политолог Арастун Оруджлу считает, что переговорный процесс имитирует процесс решения проблемы.



Арастун Оруджлу : По мере того, как стали вести переговоры вокруг нагорно-карабахского конфликта, этот конфликт шаг за шагом превратился в очень надежный инструмент внутриполитической борьбы в руках существующего правительства. Они стали затягивать переговорный процесс. В этом, кстати, интересы как армянской, так и азербайджанской правящей элиты очень совпадают. Фактически стали, в общем-то, втягивать общество в совершенно беспредметный, длительный переговорный процесс по разрешению нагорно-крабахского конфликта. А, по сути, конфликт заморожен на долго. Он постепенно уже забывается. В период правления Муталибова и Эльчибея привозили сотнями, тысячами тела погибших как военных, так и гражданского населения, приходили беженцы. А после того, как в 1994 году был подписан так называемый Бишкекский протокол и начались переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, который вот уже 14 лет совершенно бессмысленно продолжается, люди как-то так связали надежды с переговорным процессом.



Олег Кусов : Это было мнение Арастуна Оруджлу.


Анализ предвыборных ситуаций в Азербайджане и в России позволили сделать экспертам вывод, что системы власти в обеих странах похожи. Говорит российский политолог Александр Караваев.



Александр Караваев : Властные системы наших стран, я бы не сказал, что абсолютно идентично, но в значительной степени схожи по своей модели и по генезису развития. Мы имеем дело, в общем-то, с монополией исполнительной власти внутри этой вертикали, где как бы и происходит вся политическая жизнь. Собственно говоря, эта монополия деструктивным образом действует на остальные системы государственной власти и на общество в целом, в том плане, что не позволяет развиваться политическим процессам вне этой колонны президентской власти. То есть, кто находится за пределами этого поля, они, собственно говоря, никаким образом на власть, на политику решений никаким образом не оказывают воздействие. Я соглашусь с таким определением, как имитационная демократия или демократия ограниченного доступа.



Олег Кусов : По информации Центризбиркома Азербайджана, за ходом голосования наблюдают более 45 тысяч местных и тысяча двести тридцать три иностранных наблюдателей.



XS
SM
MD
LG