Ссылки для упрощенного доступа

Реакция на попытку отравления Каринны Москаленко российских и иностранных правозащитников


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Елена Фанайлова и Ян Рунов.



Андрей Шарый : В Московском районном суде состоялось сегодня предварительное слушание дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Этот судебный процесс, скорее всего, будет проходить в закрытом режиме, поскольку, как считают судебные органы, в деле есть секретные материалы. С этим не согласны адвокаты, они сходятся во мнении, что процесс должен быть открытым, и этот вопрос будет решаться на следующем заседании суда, оно назначено на 17 ноября. Накануне стало известно, что в машине одного из адвокатов семьи Политковской, Каринны Москаленко, во Франции обнаружили вещество, похожее на ртуть, и она из-за болезни не смогла прибыть сегодня на судебное заседание. Поэтому адвокаты пытались отложить сегодняшнее заседание, но этого сделать не удалось. Французской полицией по факту отправления Москаленко в Страсбурге проводится расследование.



Елена Фанайлова : По словам Каринны Москаленко, полицейское заключение по уголовному делу о попытке отравления ее и ее семьи будет готово не раньше понедельника, а до этого времени полиция просила ее не давать комментарии и не рассказывать о ходе расследования. Москаленко отказалась от комментария по телефону, разговаривает она очень слабым, осипшим голосом и кашляет, жалуется на слабость и головокружение, продолжает наблюдение у врача. Однако сейчас же ведет активный образ жизни.


Каринна Москаленко находится в Страсбурге с мужем и тремя детьми: старшим сыном шестнадцати лет, сыном трех лет и дочерью двух лет. Домашние Каринны Москаленко подтвердили, что чувствовали себя плохо, однако сейчас их самочувствие хорошее. Объем ртути, обнаруженный в машине, по словам родственников, явно превышает тридцать разбитых градусников.


Каринна Москаленко представляет в Европейском суде по правам человека интересы Михаила Ходорковского, журналистки издания New Times Натальи Морарь, заложников «Норд-Оста», родственников жертв бесланской трагедии. В последние годы она представляла в Страсбурге дела родственников пропавших в Чечне людей и жертв пыток. Ее клиентами были экс-чемпион мира по шахматам и оппозиционный политик Гарри Каспаров, а также непродолжительное время в 2002 году - Александр Литвиненко. Против российских властей Каринна Москаленко и ее коллеги из Центра содействия международной защите выиграли около тридцати дел, еще более ста заявлений, которыми занимается Москаленко, находится на рассмотрении в Страсбурге. Коллеги Каринны Москаленко сегодня подавали ходатайство о переносе слушаний дела об убийстве Анны Политковской, но получили отказ, поскольку суд счел достаточным присутствие на процессе одного адвоката потерпевшей стороны – этим адвокатом была коллега Каринны Москаленко Анна Ставицкая, которая сегодня разговаривала с Каринной.



Анна Ставицкая : Она сказала, что сейчас проводятся различные, неотложные действия: возбуждение уголовного дела по факту попытки ее отравления, ее и ее семьи, проводятся различные медицинские исследования ее и семьи. Через какое-то время будут уже известны результаты. А также взято на анализ вещество, которое было обнаружено в достаточно большом количестве в ее машине.



Елена Фанайлова : Эта попытка отравления - это давление на нее с тем, чтобы она не участвовала в процессе по делу Политковской, или же вообще попытка запугать в связи с ее работой в Страсбурге?



Анна Ставицкая : Эта попытка отравления, конечно же, связана с ее профессиональной деятельностью. Потому что она занимается достаточно большим кругом громких дел. И вообще считают, что она лучший специалист в России по Европейскому суду. Поэтому, конечно же, все это связано с тем, чтобы ее каким-то образом напугать в связи с ее профессиональной деятельностью вообще, а вот в частности, возможно, и с делом Политковской тоже в совокупности.



Елена Фанайлова : Говорила адвокат Анна Ставицкая.


Общественное движение «За права человека» сегодня выступило с заявлением о том, что считают покушение на Каринну Москаленко «актом государственного терроризма». Говорит представитель движения правозащитник Евгений Ихлов.



Евгений Ихлов : Действие по подбросу некоего химического вещества, вызывающего серьезное ухудшение здоровья в автомашину адвокату и правозащитника Каринны Москаленко, которую мы очень хорошо знаем, носит характер террора, то есть запугивание, устрашение для достижения политических целей. Мы не считаем, что это хулиганство, потому что французские хулиганы машины поджигают, а не вбрасывают туда много ртути. Ухудшение состояния здоровья было значительным. Мы вынуждены были установить совершенно четкую последовательность, мы вспомнили три эпизода. Убийство Александр Литвиненко, почти два года назад он был отравлен. Мы вспомнили, что, когда Анна Политковская срочно летела в Беслан для участия в переговорах, она была каким-то таинственным веществом выведена из строя. Естественно, мы вспоминаем убийство Анны Политковской, которое случилось два года назад. Мы считаем, что это взаимосвязанная цепочка, что действует система устрашения, устранения людей, которые кому-то очень сильно мешают.


Мы обратили внимание на такой чудовищный характер данного акта, что касался, соответственно, семьи и детей. Машина семейная. Наверное, это была не смертельная доза, но это очень четко: т продолжаешь - подумай о детях. Это система устрашения, система терроризирования. Она, к сожалению, работает эффективно, потому что после убийства Холодова 14 лет назад больше никто так об армии не пишет, после таинственной смерти Щекочихина, тоже значительно меньше стало разоблачительных статей. После убийства Политковской уже никто не пишет так о Чечне, как она.



Елена Фанайлова : Так считает Евгений Ихлов, подписавший обращение движения «За права человека» в защиту адвоката Каринны Москаленко. С ее участием или в ее отсутствие слушания по делу об убийстве Анны Политковской продолжатся 17 ноября с участием суда присяжных.



Андрей Шарый: Международный «Комитет защиты журналистов» в Нью-Йорке уже выступил со специальным обращением по делу Каринны Москаленко. О том, как оценивают историю с возможной попыткой отравления адвоката в «Комитете защиты журналистов» и международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч», рассказывает наш нью-йоркский корреспондент.



Ян Рунов: Заместитель директора «Хьюман Райтс Уотч» по Европе и Центральной Азии Рейчел Денбер рассказала.



Рейчел Денбер: Я знаю Каринну, примерно, 15 лет. Она одна из самых последовательных и упорных борцов за права человека, которые мне встречались. Как адвокат она в течение многих лет бралась за самые сложные и политически опасные дела, имеющие отношение к правозащитной деятельности в России.



Ян Рунов: Говорила ли она с вами об опасениях за свою жизнь?



Рейчел Денбер: Каринна довольно бесстрашный человек. Я бы даже сказала, что она ничего не боится. Известно, что российские власти пытались лишить её права на адвокатскую деятельность, но эти попытки провалились. Были и другие попытки запугать ее, но она слишком предана своей миссии защищать права людей, чтобы отойти в сторону. У нее очень высокая международная репутация как адвоката правозащитной деятельности. В правозащитных кругах она пользуется большим доверием.



Ян Рунов: Вы сказали, что она ничего не боится. Не боится за себя. А за своих детей?



Рейчел Денбер: Я не говорила с ней на эту тему. Известно, что секретные службы часто пытаются запугать журналистов, инакомыслящих, активистов-правозащитников угрозами их семьям. Это довольно распространенный метод. Понятно, что если агенты секретных служб подложили Каринне ртуть под сиденья ее автомобиля, то этим подвергли опасности не только ее жизнь, но и жизнь ее детей, находившихся в машине. Остановит ли ее эта попытка покушения на нее и ее семью? Не знаю. Знаю только, что она очень любит свою работу, предана ей и считает своим долгом защищать доступными ей, как адвокату, средствами тех, чьи права нарушены.



Ян Рунов: Это была Рейчел Денбер, представитель правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч». А вот что говорит Нина Огнянова из «Комитета защиты журналистов».



Нина Огнянова: Мы желаем Каринне и ее семье скорейшего выздоровления. Это прежде всего. То, что произошло с ней в Страсбурге, – шок для всех нас. Случайно ли, что все это произошло как раз тогда, когда она должна была участвовать в открытии судебного процесса по делу об убийстве Анны Политковской? Не попытка ли это не допустить участия Каринны Москаленко в этом процессе? Мы надеемся, что расследование, которое ведется сейчас во Франции, ответит на эти вопросы. Мы восхищаемся бесстрашием этой женщины, которая не побоялась выступить в защиту Ходорковского, Каспарова, Литвиненко, подвергавшихся пыткам чеченцев, а также семей жертв Беслана. Я не думаю, что эта попытка отравления заставит Каринну Москаленко отказаться от такой работы. Я говорила с ней вчера. Ее голос был очень слабым, но она сказала что будет продолжать представлять интересы семьи Анны Политковской, а также вести другие дела. Я спросила у нее о детях. Она, как мать, конечно, волнуется за детей и за их здоровье. Сейчас, повторяю, наша главная забота – это ее и всей семьи скорейшее выздоровление.



Ян Рунов: Сказала Нина Огнянова, координатор международного «Комитета защиты журналистов».


XS
SM
MD
LG