Ссылки для упрощенного доступа

Александр Гарин: "Мы стоим перед революционной фазой в нашей истории"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Берлине Юрий Векслер.



Андрей Шароградский: Сейчас вновь о предвыборной борьбе в США. Эксперты, которые следят за ходом событий, сходятся во мнении, что мир находится в начале новой политической эпохи - времени многополярного сотрудничества и совместных поисков выхода из кризиса, сейчас в первую очередь финансового. Профессор Европейского центра стратегической безопасности имени Джорджа Маршалла, с которым побеседовал корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер, считает, что стиль и президентская кампания Барака Обамы лучше соответствует этим вызовам времени.



Юрий Векслер: Зависят ли на ближайшее будущее отношения США и Европы от того, кто будет избран президентом Соединенных Штатов, на ваш взгляд?



Александр Гарин: И да, и нет, на мой взгляд. Мы, конечно, стоим перед какой-то решительной реформаторской, революционной фазой в нашей истории, и поэтому конкретные задачи, которые стоят перед любой администрацией Соединенных Штатов, приводят к тому, что и Европа, и Соединенные Штаты будут работать совместно. Так что в этом смысле судьба не столь зависит от конкретного выбора кандидата. Вообще, когда мы говорим о выборах, полезно разделить это на две стороны. Одна сторона - это харизматическое соревнование для публики внутри страны, где происходят выборы, особенно в Соединенных Штатах. А совершенно другая сторона - это профессиональные, карьерные чиновники, которые остаются или которые выбираются на основе своей компетентности любой администрацией. В этом смысле можно вспомнить то, что CNN некоторое время назад собрало на сцену, на дискуссию бывших государственных секретарей, то есть министров иностранных дел Соединенных Штатов, и они были, в общем-то, между собой все согласны относительно будущего желательного направления политики Соединенных Штатов, внешней политики, в том числе сотрудничества с Европой. Так что это не зависит от конкретного президента. С другой стороны, без сомнения, конечно, импульс к переменам, который придал бы Обама, был бы значительно больше, чем Маккейн.



Юрий Векслер: Джордж Сорос, который, кстати, поддерживает Обаму, предрек в качестве последствий финансового кризиса заметное усиление Китая. Российские лидеры тоже заявляют о конце концепции однополярного мира. Насколько, на ваш взгляд, для будущего президента США стратегически этот взгляд на мир должен быть подвергнут сомнению и так далее?



Александр Гарин: Я должен сказать, что если посмотреть на профессиональных дипломатов, как они сегодня ведут политику, то вы не увидите слова "однополярный". Все те, с кем этот термин вышел на сцену, неоконсерваторы так называемые, советники первого времени президента Буша, все они сошли со сцены. Даже президент Буш совершил этот переход от того момента, когда казалось, что одним махом можно всех побивахом, вот этот "синдром 11 сентября" был настолько силен, что казалось, что с помощью всех американских ресурсов можно рвануть вперед, не глядя ни на кого другого. То есть вот этот момент, мне кажется, прошел. Если бы Обама пришел к власти, то, конечно, он бы и формально перевернул эту страницу.


В однополярном мире уже никто не живет, надо сказать, это продолжает оставаться только российским таким привычным, российско-советским жаргоном.



Юрий Векслер: Обама декларирует свою ставку на дипломатию, на прямые переговоры практически со всеми возможными противниками - с Ахмалинежадом, с Кастро. Это проявление его харизматичности или это проявление внешнеполитической неопытности?



Александр Гарин: Изменение тона, переход где-то с 2003 года к радикально-мультиполярному, многостороннему подходу более или менее совершился уже. Единственное, он, конечно, не символизируется личностью Буша, все-таки за Бушем сохраняется то, что было характерно для начала его второго срока правления. Так что это не свидетельство неопытности. Я думаю, что более или менее против этого никто бы и не возражал. Но для внутреннего потребления, так сказать, кто более крутой, когда он претендует на лидерство внутри страны, как во всех странах, в частности, и в России, в Америке тоже есть такой момент, конечно, Маккейн занимает более такую известную по временам холодной войны позицию. Обама имеет прекрасный состав советников. И в любом случае любой президент, если он достаточно гибкий, имеет огромный резервуар опытных советников, вот такой полурелигиозный наскок, что если мы на правильных принципах, то дальше все остальное приложится само собой, автоматически, это все всплыло. Когда-то Бисмарк сказал, что есть так называемое специальное Провидение - для детей, для пьяниц и для Соединенных Штатов. И действительно, Америку не критикует только ленивый за внешнюю политику. Но если взять на любом большом расстоянии результат американской внешней политики, ну, посмотрите, Америка вылезает каждый раз из очередного кризиса, в частности, благодаря вот этой системе политической конкуренции, того, что дебатируется все кругом, огромное количество журналов и более или менее давление все-таки публики к тому, чтобы господа, которые ненавидят друг друга якобы, нашли общий ответ на общие проблемы.


XS
SM
MD
LG