Ссылки для упрощенного доступа

Почему азербайджанская оппозиция решила бойкотировать президентские выборы


Ирина Лагунина: 15 октября в Азербайджане нерабочий день. В этой южнокавказской стране должны пройти президентские выборы. Борьбу за пост президента ведут 7 кандидатов, среди которых действующего главу государства Ильхама Алиева наблюдатели называют бесспорным лидером. Оппозиционный политический блок «Азадлыг» (Свобода) объявил о бойкоте выборов. Блок считает, что избиркомы находятся под контролем власти, а свобода слова и собраний в стране ограничена. Рассказывает Олег Кусов.



Олег Кусов: Президентская кампания в Азербайджане стартовала 17 сентября. В постсоветскую историю этой страны она может войти, как одна из самых спокойных и предсказуемых. Влиятельные оппозиционеры отказались принимать участие в выборах, назвав их трагикомедией. В борьбе за президентское кресло у Ильхама Алиева шесть соперников, но ни у кого из них нет шансов даже пробиться во второй тур выборов, отмечает наш корреспондент в Баку Фарид Арифоглу.



Фарид Арифоглу: Бесспорным фаворитом избирательной кампании является нынешний президент страны, лидер партии «Новый Азербайджан» Ильхам Алиев. Среди конкурентов Алиева трое депутатов парламента. Все трое парламентариев также возглавляют свои партии. Кроме того борьбу за пост президента ведут председатели еще двух партий и независимый кандидат. По мнению многих местных и международных наблюдателей, избирательная кампания прошла в обстановке слабого интереса избирателей к выборам. Это во многом объясняется бойкотом выборов оппозиционными силами. Они заявили, что не признают результатов голосования. Как полагает лидер партии «Мусават» Иса Гамбар, выборы в условиях подавления свободы собраний и прессы, полного контроля властей над избирательными комиссиями, не могут считаться легитимными.



Иса Гамбар: Мы не намерены участвовать в этой трагикомедии. Это трагедия, потому что власть лишает, алиевский режим лишает азербайджанский народ возможности выбирать свою власть, своего президента. Это комедия, потому что азербайджанская власть пытается инициировать демократические выборы и, к сожалению, некоторые зарубежные наблюдатели подыгрывают Ильхаму Алиеву, алиевскому режиму в этой комедии.



Олег Кусов: Говорил лидер оппозиционной партии «Мусават» Иса Гамбар.


За день до выборов Ильхам Алиев выступил с жесткой речью в отношении соседней Армении, усилиями которой, по мнению азербайджанского президента, Нагорный Карабах остаётся оккупированной территорией. Ильхам Алиев заявил, что «до тех пор, пока наши земли будут находиться под оккупацией, будет продолжена политика тотального наступления против Армении, как в дипломатической сфере, так и в политической, экономической, транспортной, военной, пропагандистской и прочих сферах».


Наблюдатели назвали эту речь главным предвыборным заявлением Ильхама Алиева, поскольку проблема Нагорного Карабаха остаётся сегодня не только самой сложной, но и пока неразрешимой для официального Баку. Не исключено, что именно невозможность политического решения проблемы вынуждало официальный Баку в году президентства Ильхама Алиева наращивать мускулы. Военный бюджет Азербайджана сегодня почти равен всему бюджету Армении. Слово военному эксперту Джанмирзе Мирзоеву.



Джанмирза Мирзоев: Это делается для того, чтобы улучшить снабжение армии, повысить боеготовность и боеспособность армии. Естественно, улучшаются и бытовые условия, социальные условия. Но это на волне нефтяного бума, будем так говорить, появилась такая возможность, чтобы выделить такое количество денег на нужды вооруженных сил. Да, я тоже сторонник того, чтобы этот вопрос решался мирным путем, но надо всегда иметь хороший тыл. Хороший тыл – это боеспособность вооруженных сил. Никто не сядет за стол переговоров с заведомо слабым противником. Наш бронепоезд должен стоять на запасном пути. Улучшилось снабжение армии за время его президентства, уменьшилось, кстати, количество дезертиров – это тоже наглядно. Особенно хорошо пенсионное обеспечение, у нас по сути в два раза больше.



Олег Кусов: Но есть у Джанмирзы Мирзоева и повод для критики Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева.



Джанмирза Мирзоев: Дело в том, что тот военный бюджет, который мы увеличиваем и отдаем на нужды вооруженных сил, самое страшное – это та самая коррупция. Она свойственна всем в какой-то мере, но в Азербайджане она приняла ужасающие масштабы именно в системе вооруженных сил. Об этом неоднократно писалось. По совести говоря, сам глава оборонного ведомства, уже то, что он находится на этой должности до сих пор, это уже пятно, будем говорить, на деятельности верховного главнокомандующего. Есть решения судов, кто подавал исковые заявления конкретно на министерство обороны и в основном на руководство, это количество неисполненных судебных решений исчисляется сотнями. И когда глава государства не обращает внимания на это – это кажется странным. В азербайджанской армии появились случаи элементарной дистрофии. Хочу напомнить, что впервые это понятие было введено в 1942 году в осажденном блокадном Ленинграде. То есть по сути солдатики умирали у нас от голода.



Олег Кусов: В то же время в Баку понимают, что решить нагорно-карабахскую проблему силовым способом невозможно, а воинственные заявления Ильхама Алиева следует относить лишь на счёт предвыборной кампании.


Ещё одна важная для официального Баку тема – отношения с другой соседней страной, с Россией. Наблюдатели полагают, что Москву нынешний президент Азербайджана полностью устраивает, следовательно, отношения между двумя странами и в период его второго президентского срока существенно не изменятся. Слово руководителю Информационно-аналитический центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексею Власову.



Алексей Власов: Во-первых, потому что эти отношения устраивают и российскую, и азербайджанскую элиту. Я бы охарактеризовал как взаимно не раздражающие отношения, которые распространяются и на экономическую, и на политическую сферу, и на отношения в области безопасности на Каспии и южнокавказском регионе. Несмотря на то, что Азербайджан рассматривается как один из стратегических союзников Соединенных Штатов, Запада в целом на Южном Кавказе, Ильхам Алиев перенял у своего отца Гейдара Алиева многовекторную диверсифицированную политику, которая означает, что, развивая военные, военно-политические контакты с Вашингтоном и Брюсселем, в то же время не то, что калитка, а полноценная дверь остается открытой для переговоров и эффективного сотрудничества с Москвой. Не следует забывать так же, что многомиллионная диаспора азербайджанская, которая работает и живет на территории России – это один из источников доходов республики, населения ее в довольно сложных условиях финансового, экономического кризиса, который переживают сейчас все страны постсоветского пространства, равно как весь мир. Поэтому волей-неволей элиты двух стран должны искать компромисс, должны понимать друг друга и должны действовать так, чтобы точка разрыва, которая могла бы быть в отношениях между Москвой и Тбилиси, ни в коем случае не повторялась ни сейчас, ни в перспективе в отношениях между Кремлем и Баку. И фигура Ильхама Алиева – это гарантия стабильности и преемственности в отношениях между двумя нашими странами. Так что прогноз очень прост. И в том случае, если конфликт между Россией и Западом не перейдет пределы разумного, то, я думаю, Баку нет никакого смысла отказываться от политики многовекторности и вставать в общий строй или противников России или, что менее вероятно, союзников.



Олег Кусов: Ильхаму Алиеву во внешнеполитических приоритетах рано или поздно следует определиться, полагает азербайджанский политолог Вафа Гулузаде.



Вафа Гулузаде: Внешнеполитические структуры президента декларируют, что Азербайджан проводит сбалансированную политику, политику баланса между Россией, Западом, Ираном и так далее. То есть сотрудничает со всеми и не делает однозначной ставки на кого бы то ни было. И в то же время общественность в Азербайджане считает, что такая политика, она вечно не может быть. То есть должна наступить черта, за которой надо будет уже точно определяться, куда и с кем, и как. Потому что НАТО расширяется на Кавказ – это совершенно очевидный процесс. Этот процесс будет продолжаться. Россия очень раздражена этим расширением, о чем свидетельствуют события в Грузии, военное вторжение России в Грузию. Поэтому на перспективу, конечно, придется определяться. Но на данный момент этот баланс существует, с Россией у Азербайджана сейчас отношения хорошие, и в то же время с Западом тоже хорошие. То есть с одной стороны Азербайджан сотрудничает по интеграции в евроатлантическое сотрудничество, не говоря твердо, что мы вступаем в НАТО, и в то же время Азербайджан сотрудничает и в военной области с Россией, и в энергетической отрасли с Россией, что, наверное, не очень нравится Западу. Поэтому я еще раз говорю: я тоже согласен с той позицией, что наступит момент, когда нужно будет четко сказать, с кем ты.



Олег Кусов: Говорил азербайджанский политолог Вафа Гулузаде.


За внешней стабильностью в Азербайджане скрываются серьёзные проблемы как политического, так и экономического характера. Слово Алексею Власову.



Алексей Власов: Если посмотреть на перспективы второго срока, то теперь задача заключается в том, чтобы сделать следующий шаг и от стартовых возможностей, которые дали сырьевые ресурсы республики Азербайджан, двигаться к ускоренной модернизации и развития несырьевого сектора, с чем, как я понимаю, у Азербайджана существуют определенные проблемы. А если брать политический аспект, то, помню, в 2005 году, когда прошли парламентские выборы в республике Азербайджан, то Ильхам Алиев сказал так: нам нужна новая оппозиция. Вот, наверное, проблема альтернативных взглядов, свободы слова, возможность прозрачной, честной конкуренции в политическом пространстве страны – это как раз проблема, которая до сих пор в стране не решена. В ровной степени не решена в любой другой южнокавказской, если брать шире, любой другой постсоветской системе. Но видно, что Ильхам Алиев не пошел по пути искусственного выращивания оппозиционных движений, как это делается в некоторых других странах постсоветского пространства, и в конечном счете предоставил оппозиции развиваться по своим собственным схемам, вариться в собственном соку. И к чему это привело, мы видим сейчас. Часть оппозиции вообще не участвует в выборах, наиболее харизматичные оппозиционные лидеры, те, кто выставились на выборы – это, конечно, несерьезные, нереальные конкуренты действующему президенту Азербайджана. Но пока в стране сохраняется социальная и экономическая стабильность. Я думаю, что власть это вполне устраивает. Нет альтернативы, значит общенациональный лидер признан фактически всеми. Но если, не дай бог, экономическая ситуация в стране, например, инфляция выйдет из-под контроля, несмотря на заявления официальных структур, что она будет в диапазоне не более 12%, если начнут развиваться такие негативные явления, то отсутствие реальной оппозиции во вред, нежели во благо. Потому что митинги обманутых дольщиков или людей, которые потеряли все в результате банковского финансового кризиса, не локализованные в виде легальных политических структур, это гораздо более опасная вещь, потому что такого рода недовольство легко перерастает в бунт. И вот над этим властям Азербайджана нужно подумать очень серьезно.



Олег Кусов: Говорил руководитель Информационно-аналитический центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов.


Согласно официальным сообщениям, за ходом голосования на выборах президента Азербайджана будут наблюдать тысяча двести тридцать три представителей различных международных организаций - ПАСЕ, Евросоюза, Европарламента, ГУАМ и других.


XS
SM
MD
LG