Ссылки для упрощенного доступа

В Грозном проходят торжества по поводу открытия мечети имени Ахмата Кадырова


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Александр Гостев : В чеченской столице городе Грозном сегодня проходят торжества по поводу открытия мечети имени Ахмата Кадырова. В Чечне утверждают, что она стала самой большой мечетью в Европе. Вчера её показали премьер-министру России Владимиру Путину, посетившему Грозный с однодневным визитом. Завтра в Грозном откроется международный исламский форум "Ислам - религия мира и созидания", в котором будут участвовать более 200 делегатов из различных мусульманских стран. Накануне в чеченской столице состоялись митинги с требованиями воссоединить Чечню и Ингушетию в единый субъект Федерации. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов : Мечеть имени Ахмата Кадырова стала частью гигантского комплекса под названием "Сердце Чечни". В него входят Духовное управление мусульман, исламский университет, медресе, библиотека и общежитие для студентов. Рассказывает наш корреспондент в Грозном Муса Хасанов.



Муса Хасанов : Мечеть имени Ахмат-хаджи Кадырова - это одна из самых больших мечетей, существующих в Европе. Одновременно встать на пятничную молитву в этой мечети могут более 10 тысяч человек.


На открытие исламского центра в Чеченскую республику съедутся гости из дальнего и ближнего зарубежья. После открытия мечети и обеденной молитвы гости Грозного посетят Исламский университет Духовного управления мусульман и Музей имени Ахмат-хаджи Кадырова. До завершения форума центр Грозного будет закрыт для проезда автотранспорта.


А в субботу в Грозном начнет свою работу второй международный мусульманский форум, в котором примут участие представители более 60 мусульманских стран.



Олег Кусов : Рассказывал наш корреспондент в Грозном Муса Хасанов.


Какие цели преследуют чеченские власти, устраивая многодневные торжества в республике? Зачем Грозному самая большая в Европе мечеть? Эти вопросы мой коллега Марк Крутов задал политологу Тимура Музаеву.



Тимур Мурзаев: Мечеть самая большая на Северном Кавказе, одна из самых больших вообще в регионе, должна, на мой взгляд, засвидетельствовать авторитет власти, утвердить ее незыблемость. И вот огромное культовое сооружение, храм, мечеть для этого как нельзя более подходит. Таким образом, Рамзан Кадыров как бы демонстрирует, что его власть незыблема, его власть зиждется на прочной основе, и она воцарилась надолго, навсегда. Она основывается на авторитете ислама, который пользуется огромным авторитетом в Чечне, на Северном Кавказе. Это один аспект этой проблемы.


Но здесь нельзя забывать, что есть другой аспект. Он воспринимается вполне адекватно жителями Грозного и вообще жителями республики. Мечеть - это и свидетельство восстановления республики, которое особенно ярко и наглядно началось в последние два года. И вот такой большой храм, такое большое сооружение, на самом деле украшающее центр города, вполне доброжелательно встречается жителями республики и получает довольно хорошие отклики. Это как бы свидетельство одновременно и торжества власти, и свидетельство какого-то восстановления Грозного, которое довольно успешно продвигается последние годы правления Кадырова.



Марк Крутов: Вы сказали об авторитете власти Рамазана Кадырова. Неужели этому авторитету что-то угрожало?



Тимур Мурзаев: Во-первых, конечно, авторитет Кадырова все-таки основывается на поддержке федерального центра. Эта поддержка бывает весьма изменчива, и, по всей видимости, здесь нужно было Рамзану Кадырову, его правительству утвердить в глазах населения, в глазах народа незыблемость власти. Это первое. Во-вторых, конечно, любая власть, которая имеет столь неограниченные полномочия, имеет столь большой кредит полномочий и от федерального центра, и от населения, она в любом случае стремится утвердить свой авторитет некими символическими фигурами. И чем авторитетнее власть, и чем незыблемее власть, тем более монументально такое символическое строительство. Рамзану Кадырову не нужно утверждать свой авторитет, этот символ является как бы выражением его авторитарной власти в республике.



Марк Крутов: Все эти события происходят на фоне недавних митингов в Грозном, на которых жители республики выступали за ее объединение с соседней Ингушетией. И некоторые эксперты утверждают, что эти митинги были организованы непосредственно при участии руководителей Чечни. Можно ли говорить о какой-то связи между этими планами и такой шикарной демонстрацией Грозного в качестве процветающей столицы возможной, воссозданной Чечено-Ингушской республики?



Тимур Мурзаев: Да, разумеется, чем больше успехи, чем больше власти, полномочий у нынешнего правительства Чечни, тем больше замыслы и тем грандиознее планы. Вполне вероятно, что может и закружиться голова, и некоторые стратеги из республиканского правительства, вполне возможно, могут планировать какие-то акции в поддержку объединения с Ингушетией. Тем более что мы знаем, что в федеральном центре давно тоже вынашиваются такие планы, как укрупнение республик, считается, что таким образом регионы будут легче управляемы. Кадыров демонстрирует хороший уровень управляемости регионом. Я не исключаю, что есть соблазн подчинить ему нелояльные, скажем, или малоуправляемые регионы Российской Федерации, каким сейчас явно становится Ингушетия.



Олег Кусов : Говорил политолог Тимур Музаев.


Идея объединения Чечни и Ингушетии исходит из Магаса, убеждён ингушский общественный деятель Магомед Хазбиев.



Магомед Хазбиев : Чеченцы нам братский народ. И мы не раз доказывали это и в чеченскую войну, и во все времена. Мы - единый народ, у нас общие два родных брата, которые живут в одной семье. У чеченцев своя республика, своя Конституция, а у нас своя республика, своя Конституция, свои законы. Поэтому объединение этих двух республик ничего хорошего не дадут. Мы будем против этого объединения, будем строить свою республику сами. У нас должен быть свой президент, который работает во благо своего народа, свое правительство, свой парламент, который, конечно, в данное время ничего не делает для собственного народа, только делает все возможное для собственного обогащения. Они задавили народ до такого состояния, народ до такой степени запуган, что многие из них просто-напросто хоть к кому угодно, если нас будут присоединять, не откроют и рта. Поэтому к чему и для чего все эти убийства, все что творилось с республикой, нам кажется, это было запугивание перед вот этим спектаклем - присоединение ингушей с чеченцами.



Олег Кусов : Эксперт по проблемам Кавказа Вадим Дубнов считает, что проект под названием «Чечено-Ингушетия» выгоден Рамзану Кадырову.



Вадим Дубнов : Я думаю, что эта инициатива, которая время от времени возникает, исходит из Чечни и от ее руководства. Я не думаю, что к ней можно относиться всерьез. Она, скорее, говорит о некоем соотношении сил. Сейчас Рамзан Кадыров, видимо, решил, что есть возможность опять об этом заговорить, потому что это, безусловно, его усиление на всей территории, где он себя показал. И сейчас в силу особой ситуации в Ингушетии может показаться, что это соблазн отдать территорию под его начало. Но, я думаю, что у него все-таки достаточно много противников этой идеи в Москве, несмотря на то, что было значительно меньше противников в самой Чечне. Вряд ли в Москве решаться на такое усиление своенравного и непредсказуемого лидера.



Олег Кусов : Некоторые эксперты не исключают, что в недалёком будущем Москва станет добиваться объединение всех северокавказских республик в один субъект.



XS
SM
MD
LG