Ссылки для упрощенного доступа

В Казани продолжается четвертый Международный фестиваль мусульманского кино "Золото Минбар"


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.



Марина Дубовик: В Казани продолжается четвертый Международный фестиваль мусульманского кино «Золото Минбар». Кинофорум открылся показом картин, снятых татарстанскими кинематографистами. В общей сложности за предстоящую неделю гости и участники должны отсмотреть более 30 игровых, документальных и короткометражных фильмов из 20 стран.



Мумин Шакиров: Кинематографисты Татарстана в первый день кинофорума представили программу фильмов, как игровых, так и документальных. На фестивале дебютировала с короткометражной работой «Школьные подруги» режиссер Наргиз Нуреева. Автор попыталась рассказать о жизни современной казанской мусульманки. Ее героиня – Нагима – глубоко верующий человек, соблюдает местные обычаи, молится по несколько раз в день, учится в университете, работает в детском доме и опекает попавшую в беду свою школьную подругу. Фильм строится на психологии отношений, где одна героиня, верующая, учит другую, задолжавшую сутенерам бывшую проститутку, премудростям жизни. В картине очень много назидательности, лобовых нравоучений, но при этом сохраняется конфликт. Несмотря на, казалось бы, непримиримые противоречия, девушки находят общий язык, и не последнюю роль в этом играет терпимость и толерантность главной героини – верующей Нагимы. Таким образом авторы пытались создать образ современной мусульманки.


Другая картина – «И раскололся месяц» – посвящена известному татарскому богослову Мусе Бегиеву. Режиссер Батыр Баишев рассказал о нелегком жизненном пути философа и публициста Бегиева, до революции жившего в России и умершего после Второй мировой войны в забвении на чужбине. Автор представляет своего героя как выдающегося реформатора ислама, не понятого и отвергнутого современниками. Главная мысль картины: учение Мусы Бегиева может помочь мусульманскому миру преодолеть внутренние противоречия, и теперь эту роль должны на себя взять нынешние татарские богословы. В этом убеждена продюсер проекта Венера Атлынбаева.



Венера Алтынбаева: Если бы эту мысль высказывали представители татарской нации, тогда бы это было некорректно, это было бы хвастовством, это было бы гордыней, все что угодно, это было бы, конечно, совершенно недопустимо. Но здесь у нас эту мысль высказывают Тофик Ибрагим, он сириец по национальности, просто он уже 30 лет живет в России и занимается именно татарскими богословами. Вторую мысль высказал Мехмет Гермиос, турецкий ученый, который занимается тоже исследованиями жизни Мусы Бегиева. А третью мысль высказал Рафаэль Хакимов, но он процитировал Икмелетдина Ихсаноглу, генерального секретаря Организации исламской конференции. Это представители других национальностей. И еще я скажу, в фильм это не вошло, естественно, просто в свое время в Казань приезжала года два назад Валерия Порохова, известная переводчица Корана, русская женщина, которая приняла ислам, и она говорила здесь, не встрече, в зале «Уникс», перед очень большой аудиторией: «Если татары не будут реформировать ислам, не обновят его, если вы не пойдете и не продолжите путь реформации и обновления, то никто этого делать не будет».



Мумин Шакиров: Почему именно татары должны реформировать ислам, на ваш взгляд?



Венера Алтынбаева: Потому что, во-первых, татары издавна живут на стыке восточного и западного мира, на стыке христианства и ислама, на стыке этих цивилизаций двух. Во-вторых, татарскому народу просто, я не знаю, видимо, генетически присуща вот эта толерантность. Хотя говорят о татарском иге, всем прочем, но, во-первых, это было не татарское иго, это было монгольское завоевание, во-вторых, монголы, придя на Русь, когда они шли походами, разрушались там и города, и церкви, но когда уже это закончилось, когда Русь была покорена, во-первых, Русь была автономной, язык остался, религия осталась. Ни одна церковь, ни один монастырь больше не разрушались, более того, они все были под защитой монгольских ханов.



Мумин Шакиров: Это была продюсер картины «И раскололся месяц» Венера Алтынбаева.


Зрителям и участникам фестиваля предстоит в общей сложности отсмотреть около 30 картин из более чем 20 стран. Один из главных отборщиков кинофорума – Рамис Гайнуллин – выделяет среди этой разнообразной продукции фильмы, снятые иранскими и индийскими кинематографистами.



Рамис Гайнуллин: Например, вот пришло 30 фильмов из Ирана, художественных, и отборочная комиссия ломала голову – просто не хотелось делать фестиваль иранского кино, все фильмы на очень высоком уровне. Мне лично понравился больше всех из всей программы фильм «Ми для мамы». Там великолепная актерская работа Гольшифте Фарахани, который сейчас уже снимается в новом фильме Ридли Скотта в одной из главных ролей вместе с Ди Каприо. Великолепная операторская работа. Молаголипоор, кстати, режиссер, умер в конце прошлого года, это его последняя картина. Очень эмоциональная, очень действительно берет за душу.



Мумин Шакиров: Иранская основная тема какова?



Рамис Гайнуллин: Ну, вот фильм «Каждая ночь одиночества», который был на фестивале, - фильм о том, как вера заставляет человека бороться за свою жизнь. То есть даже не то что вера, а соприкосновение с верой. Меня поражает с каждым годом все больше и больше Болливуд, индийское кино. Больше оно меня поражает даже не своим вот этим вот эмоциональным оттенком, а безупречным профессионализмом. Такое ощущение, что там работают на высоком профессиональном уровне в съемочной группе все, включая, по-моему, даже водителей. Там такие съемки, съемки с «Мига», с самолета. Удивительно красивые музыкальные сцены, что всегда раздражало в индийском кино, там удивительно они красиво сделаны, и их действительно смотришь как просто клип, смотришь с огромным удовольствием.



Мумин Шакиров: Победителей четвертого Международного кинофестиваля мусульманского кино определит жюри под руководством известного киргизского режиссера Болотбека Шамшиева.


XS
SM
MD
LG