Ссылки для упрощенного доступа

Ретроспективная выставка венгерского фотографа Мартина Мункачи в Москве


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Олег Винокуров : В "Манеже" открылась ретроспективная выставка венгерского фотографа Мартина Мункачи. Он был знаменит тем, что при жизни он оказался знаменитым, а после смерти был почти забыт. Умер он в 1963 году. Между тем, его работы оказали существенное влияние на многих мастеров фотографии, в их числе легендарный Анри Картье-Брессон. А на этой выставке в "Манеже" побывала наш корреспондент Лиля Пальвелева.



Лиля Пальвелева : Когда Картье-Брессон увидел снимок «Три мальчика на озере Таньганьика», сделанный Мункачи в 1930 году в Либерии, эта работа произвела на начинающего тогда мастера столь сильное впечатление, что и спустя много лет он писал: «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени».


Мункачи довелось жить во многих странах. Он перепробовал, кажется, все жанры - репортажные снимки, спортивную фотографию, фотопортрет, - но всегда предпочитал, чтобы снимок передавал стремительность движения. Так Фред Астер на знаменитой фотографии Мункачи снят в тот момент танца, когда земли касается один лишь краешек носка его белого башмака. И только Марлен Дитрих повсюду неподвижна и статуарна. Тут даже Мункачи не в силах был что-либо изменить.


Выставку организовал и привез в Москву известный немецкий фотограф и коллекционер Франц Кристиан Гундлах. Ему слово:



Франц Кристиан Гундлах : Для него было важно само движение как таковое. Через движение он хотел показать человека, зафиксировать - будть то женщина или мужчина. Он снимал и с высоты, и с самолета, он снимал, привязывая себя к автомобилю, и на полной скорости снимал какие-то другие объекты. Например, здесь есть фотография женщины, которая танцует. Она заснята в прыжке. Было очень сложно это сделать. Мункачи был своего рода техническим новатором в этой сфере, поскольку пленка была слабочувствительной, это сделать было очень сложно, но он поймал такой мертвый момент, мертвую точку, когда можно было это сделать.



Лиля Пальвелева : Был период, когда имя этого фотографа практически забыли. А сейчас он прославлен? Можно ли говорить о том, что это знаменитый художник?



Франц Кристиан Гундлах : Да, можно сказать с полной уверенностью, что этот человек был открыт заново, этот художник. Выставка, которая открыта сейчас в Москве, была сначала показана в Гамбурге, затем в Берлине, потом в Нью-Йорке, Сан-Франциско, затем она поедет в Будапешт, а затем в Мадрид. Только в Соединенных Штатах издательство продало около 10 тысяч каталогов. На этой выставке есть 3-4 фотографии, которые, можно сказать, уникальны и являются ключевыми моментами в истории фотографии ХХ века.



Лиля Пальвелева : Доктор Гундлах имеет в виду уже упомянутых мною «Трех мальчиков», а также снимки «Дети, играющие на лугу» и «Мотоциклист».



XS
SM
MD
LG