Ссылки для упрощенного доступа

Беззалоговые кредиты ЦБ не сдержали рост стоимости заимствований


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.



Александр Гостев: Центральный банк России провел сегодня первый специальный аукцион, на котором новые кредиты коммерческим банкам, нуждающимся в средствах на текущие операции, впервые за последние годы предлагались им без обычного в таких случаях залога.


Участники аукциона выбрали лишь чуть больше половины предложенных им денег, хотя спрос на них остается высоким: межбанковские кредиты всего за один день подорожали сразу вдвое.



Сергей Сенинский: Обычная практика для центрального банка той или иной страны - предоставление коммерческим банкам своих кредитов под залог неких ликвидных активов, то есть таких ценных бумаг, которые всегда легко продать на рынке. Например, государственных облигаций...


Такое же кредитование без залога - мера экстраординарная. Однако результаты первого аукциона явно ей не соответствуют: из предложенных им 700 миллиардов рублей коммерческие банки взяли лишь 55 процентов. Из Москвы - главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова.



Наталия Орлова: Экстраординарность этой меры заключается в том, что, в отличие от аукционов Минфина, к аукционам Центрального банка получили доступ больше чем сто российских банков. Потому что, напомню, что на аукционах Минфина могли принимать участие только 30 российских банков. Поскольку этот инструмент Центрального банка как бы дополняет аукционы Минфина, по сути, там такие же условия, то есть доступ к деньгам зависит от рейтинга, от размера капитала, понятно, что крупнейшие государственные банки уже имели возможность удовлетворить свои потребности в ликвидности через средства Минфина. Поэтому, собственно, тот спрос, который мы видели на аукционе Центрального банка, это на самом деле спрос со стороны тех банков, которые до сих пор не имели доступ к поддержке от Центрального банка, от Минфина. Поэтому, на мой взгляд, совершенно закономерно, что выбрали не всю сумму, а только половину. Это просто означает, что у крупных банков, собственно, с ликвидностью проблем нет, а вот у мелких банков были, вот сейчас эти проблемы и будут решаться.



Сергей Сенинский: Банковский аналитик инвестиционной компании UnicreditAton Рустам Боташев.



Рустам Боташев: Я думаю, что, может быть, это чисто технически, что не все банки просто успели заключить договора с Центральным банком на участие в этом аукционе. Поэтому объем был 50 процентов оттого, что предполагалось. Например, потому что на однодневном РЕПО-аукционе, который тот же Центробанк проводил, утром взяли 323 миллиарда рублей. То есть суммарно получилось 620 миллиардов рублей, что говорит о том, что спрос очень большой. Кроме того, межбанковская ставка кредитования на одну ночь сегодня возросла в два раза, до 20 процентов годовых. Вчера еще было чуть меньше 10, сегодня уже 20, 21 даже, что говорит, что действительно большой спрос на деньги.



Сергей Сенинский: Один из главных критериев допуска коммерческих банков к беззалоговым аукционам Центрального банка - соответствующий рейтинг, присвоенный одним из ведущих международных рейтинговых агентств. Например, по версии агентства Standard & Poor ' s - не ниже уровня «В-». Но даже такой рейтинг значительно ниже порога «инвестиционного». Банковский аналитик агентства Standard & Poor ' s Елена Романова.



Елена Романова : Самый нижний уровень investment grade, который в инвестиционном рейтинге, это Triple-B-Minus. Соответственно, разница между "В-" и Triple-B-Minus у нас шесть ступенек.



Сергей Сенинский: В целом уровень рейтинга "В-" - сколь высоким является для банков или компаний той или иной страны? Или, например, сама Россия тогда после дефолта 1998 года имела суверенный рейтинг такого же уровня?



Елена Романова: Конечно, уровень рейтинга "В-" - это низкий уровень рейтинга, это фактически низкий спекулятивный уровень. Это значит, что банк или любая компания с таким рейтингом достаточно сильно подвержена изменения ситуации на рынке, у нее слабый риск-менеджмент, есть проблемы с финансированием или с качеством актива, но каждый раз это конкретный случай. Если говорить о России, то, насколько я смотрю по истории рейтинга России, уровень "В-" стоял в декабре 2000 года, потом в июне следующего года, 2001-го, он был поднят до уровня "В", до уровня "В+" в декабре 2001 года и до уровня " WB " в июне 2002-го.



Сергей Сенинский: Сегодня же, 20 октября, российские банки должны перечислить в бюджет значительные суммы по налогу на добавленную стоимость. Именно в этот день Центральный банк и решил провести первый аукцион беззалоговых кредитов... Наталия Орлова, "Альфа-Банк".



Наталия Орлова: Выплата НДФ, она размазана на три ближайших месяца, поэтому на самом деле сегодня там нет никаких катастрофичных больших отчислений в бюджет, сумма, видимо, порядка 100 миллиардов рублей. Решение Центрального банка выйти с этими беззалоговыми кредитами на самом деле связано не столько с налоговыми платежами, хотя отчасти с ними тоже, сколько просто с опасениями, что в банковской системе начнется рост неплатежей. Потому что за последние дни в конце прошлой недели появилась информация, что некоторые мелкие банки не могут проводить платежи. Мне кажется, ситуация реально могла перерасти в какой-то кризис неплатежей по всей российской экономике. Мне кажется, это большая угроза, чем какие-то проблемы, отсутствие ликвидности в моменты налоговых платежей.



Сергей Сенинский: О каких именно неплатежах идет речь?



Наталия Орлова: Имеется в виду, что когда одна компания должна заплатить другой, допустим, поставщикам шин какая-то компания должна сделать перевод средств, если у банка нет денег, нет ликвидности, то перевод просто технически не проходит. Поэтому в экономике появились признаки того, что накапливаются обязательства, по которым банки не могут проводить живые деньги. Собственно, это было главной опасностью.



Сергей Сенинский: В целом, как соотнести плюсы и минусы практики беззалогового кредитования Центральным банком коммерческих банков той или иной страны?



Елена Романова: Безусловно, позитивный эффект этой меры - это то, что рынок получит больше ликвидности, банки получат больше возможностей устоять, это снимет критическую, стрессовую ситуацию с ликвидностью. Негативный эффект от этой меры может быть тот, что, поскольку требования ослабляются для получения банкам кредита в Центральном банке, для банков возникает стимул просить больше, чем им нужно на самом деле, или за кредитами придут такие банки, у которых совершенно плачевная ситуация, которые, может быть, настолько неэффективные, что, если бы не эта мера, этим банкам бы пришлось закрываться, объявлять дефолт. То есть создаются проблемы такого плана.



Сергей Сенинский: На первом аукционе беззалоговых кредитов, проведенном в понедельник Центральным банком России, коммерческие банки выбрали чуть больше половины предложенных им средств. В то же время ставки на рынке межбанковского кредитования в России, где банки кредитуют друг друга, всего за один день удвоились...


XS
SM
MD
LG