Ссылки для упрощенного доступа

Сергея Сторчака освободили под подписку о невыезде


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Александр Гостев : Заместителя министра финансов России Сергея Сторчака, который находился под стражей с 15 ноября прошлого года, освободили под подписку о невыезде. Его обвиняют в хищении и мошенничестве в особо крупном размере. По версии правоохранительных структур, он уже никак не сможет повлиять на следствие. Эксперты полагают, что освобождение Сторчака связано с нехваткой в российском правительстве компетентных и грамотных экономистов, которое особенно обострилось в период экономического кризиса. Рассказывает моя коллега Любовь Чижова.



Любовь Чижова : Сергея Сторчака задержали в ноябре прошлого года и обвинили в покушении на мошенничество в особо крупном размере. Якобы он и еще ряд бизнесменов похищали бюджетные средства в рамках урегулирования алжирского долга. Речь идет о сумме, превышающей 43 миллиона долларов. В деле также фигурируют директор компании "Содэксим" Виктор Захаров и председатель совета директоров «Межрегионального инвестиционного банка» Вадим Волков. Российские СМИ не раз приводили мнения экспертов о том, что дело Сторчака - это результат противостояния различных кремлевских сил. Вице-премьер- министр финансов Алексей Кудрин неоднократно заявлял, что верит в возвращение своего заместителя. Все действия Сторчака, по мнению Кудрина, вписывались в его должностные обязанности. Публицист Юлия Латынина считает, что Сергея Сторчака освободили не случайно - это свидетельствует об усилении позиций Алексея Кудрина.



Юлия Латынина : Прежде всего, в условиях финансового кризиса резко меняется роль и возрастает роль Алексея Леонидовича Кудрина, который все это время сохранял стабфонд и оборонялся от поползновений питерских силовиков. Сейчас, видимо, именно стабфонд примет на себя те функции, которые раньше исполняла прокуратура и ФСБ, то есть функции отъема и контроля частного бизнеса. Государство как кредитор заменит государство силовика. В связи с этим растет роль Алексея Кудрина. Совершенно немыслимо, чтобы у такого нового финансового корифея правительства сидел в тюрьме зам, тем более что сегодня Сторчак - один из самых профессиональных российских финансистов. То, что он вышел, отражает на себе изменившееся соотношение между кремлевскими группировками.



Любовь Чижова : То есть вы верите в то, что он вернется в Министерство финансов и продолжит работать?



Юлия Латынина : Я уверена, что он продолжит работать. В каком качестве - посмотрим. Я думаю, что его услуги сейчас будут абсолютно незаменимы как по части преодоления кризиса (потому что это просто один из немногих людей, которые физически знают, что сейчас делать с балансами банков), так и в стратегических целях. Потому что, я думаю, что, конечно, знания господина Сторчака понадобятся для разработки финансовых оболочек-сделок, при которых, скажем, крупные российские компании будут так или иначе получать кредиты в ВЭБе под залог своих акций.



Любовь Чижова : Сергея Сторчака обвиняли в хищении средств из федерального бюджета под предлогом затрат, понесенных компанией "Содэксим". Что это за компания "Содэксим"? Что за финансовые схемы были использованы? Причем, Алексей Кудрин не раз говорил, что Сторчак действовал в рамках своих полномочий.



Юлия Латынина : Компания "Содэксим" - это абсолютно какие-то рога и копыта, которые, насколько я понимаю, выкупили часть долгов, которые они потом впаривали российскому бюджету. Сделка не была завершена. Те деньги, которыми "Содэксим" заплатил за эти долги, насколько я понимаю, там платил не "Содэксим", а какая-то другая фирма, они по определению не могли быть деньгами. В лучшем случае, это были ВЭБовские, в худшем случае, это вообще была резаная бумага. Но при этом та история, по которой посадили Сторчака, сделка выглядела крайне неаппетитно, хотя еще раз повторяю, что она не была совершена вообще, она не могли быть завершена лично Сторчаком. Там требовалась куча всяких подписей. Но тот предлог, по которому посадили Сторчака, судя по всему, вообще не имел никакого отношения ни к этой сделке, ни к другой. Помимо того, что это была такая личная война между Кудриным и силовиками, еще следует добавить, что там была очень сильная провокация. Вся история должна была иметь целью убедить лично президента тогда еще Путина в том, что Сторчак нехороший человек. Поэтому, насколько я понимаю, история была такая, что жене Сторчака предлагали очень задешево какую-то дачу на Рублевке - типа за 1 миллион долларов, а она стоит 5. Эти деньги были собраны дома. И их с торжеством отрыли как доказательство крайней коррумпированности Сторчака.


Знаете, котлеты отдельно, а мухи отдельно. История со сделкой - отдельно, но там была такая история, которая, стоит предполагать, что ее авторы просто не очень разбирались в финансовых документах, но зато очень хорошо разбирались в механизмах провокации.



Любовь Чижова : Это было мнение Юлии Латыниной. Теперь Сергей Сторчак, подписавший подписку о невыезде и надлежащем поведении, должен будет знакомиться с материалами уголовного дела в Следственном комитете. Он уже не раз заявлял об абсурдности предъявленных ему обвинений и своей невиновности.



XS
SM
MD
LG