Ссылки для упрощенного доступа

В Дагестане совершено сразу несколько нападений на сотрудников милиции


Программу ведет Андрей Шароградский. принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Андрей Шароградский: В Дагестане совершено сразу несколько нападения на сотрудников милиции, не менее 5 человек погибли, около 10 ранены. Вечером в Махачкале неизвестные обстреляли автомобиль заместителя министра спорта Дагестана. Ночью была подорвана машина сотрудников дорожно-патрульной службы. Руководство Дагестана собралось сегодня на внеочередное заседание Совета безопасности республики, однако о принятых решениях пока ничего не сообщается.



Олег Кусов: Вооруженные инциденты произошли в двух районах Дагестана и в Махачкале. В результате нападений незаконных вооруженных формирований погибли и получили ранения сотрудники дагестанской милиции. Рассказывает наш корреспондент в Махачкале Тимур Салимов.



Тимур Салимов: С рассветом на стыке Сергаколайского и Карагадастинского районов Дагестана продолжились поиски группы боевиков, атаковавших во вторник милицейскую автоколонну. В прочесывании гор, поросших лесом, участвовуют сотрудники местной милиции, ОМОН и подразделения внутренних войск. К середине дня поиски результатов не принесли. В полдень вторника на окраине селения Сергаколай из проезжавшей машины был обстрелян пост милиции. Для организации преследования туда были направлены милицейские подкрепления из соседнего Карагадастинского района, но они попали в засаду недалеко от селения Гобден. На пути автоколонны сработали две мины, потом ее обстреляли из автоматов и гранатометов. В результате нападения погибли пятеро и были ранены 9 милиционеров. По предварительным данным, атаку на автоколонну организовала группа уроженцев этих мест Магомедали Вагабова, насчитывающая до 20 активных бойцов. Один из братьев Вагабовых был убит в ходе милицейской спецоперации, а его отец погиб в результате обстрела машины - считается, что он стал жертвой кровной мести, объявленной боевикам родственниками тех, кто погиб от их рук.


В ночь на среду стало неспокойно и в столице Дагестана. Незадолго до полуночи неизвестные преступники обстреляли машину заместителя министра спорта республики Будуна Будунова, чиновник не пострадал, он успел выскочить из автомобиля. Бывший нападающий футбольных клубов "Анджми" и "Терек", Будунов курирует в министерстве вопросы развития футбола. А за несколько часов до нападения президент Дагестана Муху Алиев рассказал на пресс-конференции, что договорился о поддержке, в том числе финансовой, футбольного хозяйства республики миллиардером Сулейманом Керимовым, уроженцем республики, представляющим ее в Совете Федерации. Приблизительно через полчаса после нападения на Будунова, атаке подвергся милицейский патруль. Взрывное устройство сработало на проспекте Атушинского, на пути милицейского "УАЗика", двое патрульных получили легкие контузии.


Пресс-служба президента Дагестана сообщает, что в среду утром Муху Алиев провел внеочередное заседание Совета безопасности республики, на котором были обсуждены последние события. Заседание было закрытым, о каких-либо принятых решениях не сообщается.



Олег Кусов: Политолог Тимур Музаев считает, что сегодняшнее руководство Дагестана - а в основном это представители старой партийной номенклатуры - не в силах отыскать пути выхода из кризиса.



Тимур Музаев: Фактически два десятилетия из Дагестана почти каждую неделю, а каждый месяц уже точно, идут сообщения о покушениях на высших республиканских чиновников, на представителей власти, милиционеров, военнослужащих. И каждый раз это представляется как очередное ЧП, и публика, обозреватели, пресса уже привыкли к этим ЧП. Фактически вся республика Дагестан является одним большим ЧП, растянутым на протяжении двух десятков лет. Это происходит потому, что нынешняя власть республики, сформированная по клановому принципу, и клановый принцип уже фактически узаконен Конституцией Дагестана, не справляются с ситуацией. Это было очевидно и 10, и 5 лет назад. Но как говорилось об этом, так и продолжается говориться, но ничего не делает. И вот тот котел огромных проблем, социальных, экономических, политических, религиозных, межнациональных, экономических, продолжает бурлить. И этот котел Кремль пытается заткнуть ветошью старой номенклатуры. И когда напор этих проблем вышибает в очередной раз эту ветошь, то происходит такой вот всплеск интереса к ситуации в Дагестане, что там происходит, почему там очередное чрезвычайное положение. Вот потому что ничего не меняется, потому что у людей нет реального выхода, нет перспектив существования, вот и ситуация ЧП, ситуация постоянного напряжения, она в Дагестане законсервирована. Таким образом, сохранение существующей структуры власти, существующих отношений консервирует нестабильность в Дагестане, а в других регионах Кавказа консервирует напряженность. Эта напряженность нарастает, поскольку нет ни политических, ни социальных, ни экономических выходов для какой-то активности групп населения, особенно молодежи. У людей нет перспектив, люди не видят выхода в нынешней ситуации.



Олег Кусов: Эксперт по проблемам Кавказа Алексей Ващенко полагает, что вооружённое подполье на Северном Кавказе управляется из одного центра.



Алексей Ващенко: Вот это вот подполье, которое действует в Дагестане, в Чечне и в Ингушетии, оно практически единое и действует по единому плану. К сожалению, на все эти вызовы Кремль не может дать однозначной оценки. И проблема еще заключается в том, что здесь, в Москве, есть "пятая колонна", которая заинтересована в этой дестабилизации, в связи с тем, что идет борьба за власть. Вторая еще проблема состоит в том, что сейчас на фоне этого кризиса эта дестабилизация может вообще взорвать Россию. Вот это подполье, по той информации, которой располагаю, центр его находится в Чечне. Но сейчас в связи с тем, что в Чечне удалось ситуацию более-менее взять под контроль, они начали наносить фланговые удары по Дагестане и по Ингушетии. Таким образом, по их плану, эта ситуация рано или поздно все равно должна перекинуться на Чеченскую республику. И вот эти три республики в один момент могут взорваться.



Олег Кусов: По мнению Тимура Музаева, процесс дестабилизации на Северном Кавказе продолжается.



Тимур Музаев: То, что происходит в Дагестане, такие же процессы происходят и в других регионах Северного Кавказа, где сохраняется та же старая номенклатура и продолжает удерживаться власть, которая никак не реагирует на самые острейшие проблемы населения. Мы уже не говорим об интересах народа, о том, что власть должна отвечать интересам народа, но мы говорим о том, что есть такие острые проблемы, нерешенность которых неизбежно приведет к социальному, политическому взрыву. Вот это происходит, на мой взгляд, в Ингушетии, в общем-то, республике, весь далеко расположенной от Дагестана, но там эти проблемы в связи с тем, что республика небольшая, они очень выпукло и четко проявляются. В Ингушетии произошел такой отрыв власти от населения, такое накопление самых острейших социальных, политических и религиозных проблем, что нынешняя власть, на мой взгляд, утратила контроль над ситуацией, и ситуация сейчас в Ингушетии поступательно дестабилизируется.



Олег Кусов: Как отмечают эксперты, северокавказский кризис становится реальной угрозой для целостности Российской Федерации.


XS
SM
MD
LG