Ссылки для упрощенного доступа

Международная организация "Репортеры без границ" опубликовала "Индекс свободы прессы-2008"


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Андрей Шароградский: Международная организация «Репортеры без границ» опубликовала новый рейтинг свободы прессы - так называемый «Индекс свободы прессы-2008». Россия вновь, как и последние 7 лет, в самом конце списка - на 141 месте из 160 стран. Российские эксперты рассуждают о субъективности данных рейтинга, но в целом с оценками «Репортеров без границ» согласны: свободы прессы в России действительно не существует.



Любовь Чижова: Мир и «дух демократии», а не уровень благосостояния общества являются основными факторами, определяющими уровень независимости средств массовой информации в мире - таков главный тезис только что опубликованного ежегодного отчета организации «Репортеры без границ». В документе под названием «Индекс свободы прессы-2008» говорится, что, по сравнению с прошлым годом, в некоторых странах - бывших республиках СССР - общий уровень независимости журналистов слегка повысился, хотя, например, в Туркмении ситуация по-прежнему остается просто «катастрофической». А Россия и Белоруссия все так же занимают места в конце списка - 141-е и 154-е соответственно.


Эльза Видаль, глава базирующегося в Париже департамента «Репортеров без границ», в интервью Радио Свобода подчеркнула, что, к примеру, в странах с плохими экономическими показателями уровень свободы СМИ все равно может оставаться высоким - при условии стабильности общества. Однако мир и стабильность - не единственные факторы. Весьма важно также то, что она называет «демократическими ожиданиями», то есть даже не уже имеющиеся достижения, а общий позитивный настрой и сознание необходимости демократических перемен к лучшему.



Эльза Видаль: Одного стремления к демократии еще недостаточно для того, чтобы перейти к демократии на практике. Поэтому в государствах, которые в нашем отчете определяются как «неблагополучные», необходимо не только учреждать демократические институты и вводить новые законы - главное, что этим странам недостает пока понимания самого духа демократии, и желания выстроить современное, развитое гражданское общество.



Любовь Чижова: Заявила Радио Свобода глава департамента исследований стран Европы и СНГ «Репортеров без границ» Эльза Видаль. Многие российские политики и общественные деятели не раз скептически отзывались о рейтингах свободы прессы «Репортеров без границ», в которых Россия стабильно занимает низкие места - рядом с Туркменистаном, Белоруссией и Бангладеш. Организацию обвиняли в предвзятости, подтасовке фактов и незнании реального положения дел в российских СМИ. Однако методика «Репортеров без границ» такова, что о свободе или несвободе российской прессы они узнают от российских экспертов - им рассылают анкеты с огромных количеством вопросов. Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов - один из этих экспертов.



Алексей Симонов: У «Репортеров без границ» есть люди, которые постоянно следят за развитием событий в России, следят за конфликтами, которые в ней происходят, и фиксируют, периодически обращаясь к нашим властям с различными заявлениями по поводу более ярких конфликтов. Должен сказать, что никогда не получают на эти заявления отзыва или ответа, что не в последнюю очередь способствует низком рейтингу России в рейтинге свободы слова. Я достаточно хорошо знаю «Репортеров без границ». Они, с одной стороны, достаточно субъективны в том смысле, что не могут они поднять, скажем, такого количества информационных составляющих, которые бы позволили безупречно выстроить шкалу. У них есть несколько организаций и людей, которых они считают достаточно компетентными в этом вопросе, которым они высылают очень большой опросный лист: сколько сегодня государственных газет, сколько негосударственных, есть ли случаи введения цензуры, если они на федеральном уровне - проявляются ли они через законы и проявляются они на практическом уровне или существуют только на региональном. Вопросы о регулировании интернете.



Любовь Чижова: Алексей Кириллович, вы много раз уже отвечали на вопросы «Репортеров без границ», заполняли эту анкету. С каким чувством вы отправляете эти данные «Репортерам без границ»?



Алексей Симонов: Абсолютно профессионально стараюсь как можно ближе к истине или к тому, что я считаю истиной ответить на те вопросы, которые получаю. У меня нет предубеждения по поводу «Репортеров без границ», но у меня нет и восторга по поводу их оценок. На 100-м месте или на 122-м - мне лично это несущественно. Для меня принципиально, что Россия явно не находится в числе первых 100 стран по свободе слова.



Любовь Чижова: Говорил президент фонда Защиты гласности Алексей Симонов. А вот Олег Панфилов из Центра экстремальной журналистики, который знает все о гонениях на российскую прессу, с «Репортерами без границ» не сотрудничает - то есть их анкету не заполняет. Методика организации кажется ему не очень совершенной. Хотя в принципе с оценками рейтинга он согласен.



Олег Панфилов: Я несколько лет назад отказался участвовать в подобных экспертных опросах хотя бы потому, что математическим способом довольно сложно определить по-настоящему истинное место России в этом рейтинге. Но 140-е место из 170-ти, по-моему, это то самое место, которое Россия заработала за последние 7-8 лет. И боюсь, что если ситуация будет продолжаться именно такой, то Россия опустится еще ниже. Потому что каких-либо улучшений, чтобы развивалась независимая пресса, для того чтобы власти оказались от пропаганды и от цензуры, я не вижу.



Любовь Чижова: То, что происходит с центральными каналами, мы видим. Мы знаем, что происходит с центральными газетами. А что происходит сегодня с региональной прессой?



Олег Панфилов: Региональная пресса намного интереснее. Она намного независимее, она более объективная. Но тут следует сказать, что, к сожалению, влияние региональной прессы на общество минимальное. Во-первых, минимальное из-за того, что большинство населения - это больше 90 процентов - смотрят каналы центрального телевидения. Это шесть национальных каналов, которые контролируются государством и которые, соответственно, распространяют информацию, которую мы называем пропагандой. Влияние региональной прессы минимальное, и, к сожалению, не оказывает никакого влияния на, допустим, предвыборные кампании, на формирование гражданского общества или какие-то проявления гражданского общества. Поэтому, к сожалению, все зависит от так называемых центральных газет и центрального телевидения.



Любовь Чижова: А вот интересно, по вашему мнению, существует ли связь между ситуацией со свободой прессы в России и финансовым кризисом?



Олег Панфилов: Власти ограничили информацию о том, что на самом деле происходит с финансовыми рынками в России и насколько мировой кризис отразился на России. Мы такие анализы можем читать только на зарубежных сайтах, в иностранных газетах, иногда это переводится на русский язык, но все это находится только в интернете. Телевидение об этом почти ничего не говорит, а точнее, тщательно старается скрывать. Поэтому, как результат пропаганды, как результат ограничения информации для населения, мы это видим и на этом примере.



Любовь Чижова: Это было мнение Олега Панфилова из Центра экстремальной журналистики. «Репортеры без границ» публикуют свои рейтинги с 2002 года. В феврале этого года организация обращалась к российскому президенту Дмитрию Медведеву с просьбой обратить внимание на состояние свободы СМИ в России.


XS
SM
MD
LG