Ссылки для упрощенного доступа

Эксперт: Москве невыгодно сокращать добычу газа даже ради картеля


«Газпром» и его коллеги вряд ли смогут самовольно перекрывать вентили
«Газпром» и его коллеги вряд ли смогут самовольно перекрывать вентили

Россия, Иран и Катар договорились о создании «большой газовой тройки». Министры нефти Ирана и Катара и представители «Газпрома» будут встречаться на регулярной основе «для обсуждения важнейших вопросов развития газового рынка, представляющих взаимный интерес». Эта новость была воспринята на западе как очередной шаг на пути к созданию картеля стран-экспортеров газа по аналогии с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК).


На долю России, Ирана и Катара, «серьезно настроенных на формирование организации стран-экспортеров газа», приходится 56% разведанных запасов природного газа на земле. Некоторые из них, особенно в Катаре, находятся на стадии освоения, а в Иране добыча газа развита так слабо, что власти вынуждены даже закупать его в Туркмении. Несмотря на это, против возможности создания газового картеля сразу же выступил представитель Еврокомиссии Ферран Тарраделлас. А в США в июне прошлого года сенат чуть было не принял поправки к «Акту о чистой энергии», позволяющие властям страны применять санкции к любому государству, участвующему в энергетических картелях. Закон был отклонен лишь после того, как президент Джордж Буш пообещал наложить на него вето.


Прокомментировать возможные последствия создания газового картеля мы попросили специалиста по мировой энергетике из брюссельской Международной кризисной группы Чарльза Эссера. В прошлом году на международном конгрессе по вопросам нефти и топлива в Мадриде Эссер представил доклад, объясняющий озабоченность Европы в связи с планами создать объединение стран-экспортеров газа.


«Если говорить о запасах, то Россия, Иран и Катар (в порядке убывания) действительно являются обладателями трех крупнейших в мире запасов природного газа, — говорит эксперт. — Еврокомиссия уже заявила, что выступает за продажу любого топлива на свободном и открытом рынке. Почему Европа против энергетических картелей? Потому что картель может сократить добычу или продажу топлива, тогда его цена для потребителей вырастет».


Европейцы уже потребляют огромное количество газа — более 300 миллионов кубометров ежегодно, и один из основных поставщиков — российский «Газпром». Несколько месяцев назад представители этой компании заявили, что цена на газ для Европы в будущем году может вырасти до 500 долларов за 1000 кубометров. Создание газового картеля, опасаются в европейских странах, может еще больше увеличить стоимость.


Однако сформировать газовый картель не так просто, как нефтяной. «Создать газовый аналог ОПЕК сложно, — объясняет Чарльз Эссер. — Почему? Газ, в отличие от нефти, не продается на открытом мировом рынке. Исключение составляет сжиженный природный газ, но объемы торговли им ничтожно малы». Также, замечает Эссер, доставка природного газа к потребителю сильно отличается от доставки нефти. «Доступ к большей части газовых запасов существенно затруднен, для этого создана сложнейшая инфраструктура, в первую очередь газопроводы, — уточняет эксперт. — Есть долгосрочные контракты со странами, по территории которых эти газопроводы проходят, поэтому нельзя просто взять и в один момент подчинить работу всей цепочки газоснабжения нескольким государствам».


По словам Чарльза Эссера, у России, Ирана и Катара слишком разные интересы в газовой сфере, поэтому у него есть сомнения в искренности желания этих стран создать глобальный газовый картель. Напрямую об этом намерении заявил только Иран, а вот Катар, безопасность которого сильно зависит от Соединенных Штатов, вряд ли по-настоящему заинтересован в каких-либо действиях, способных возмутить его западных покровителей».


Также Чарльз Эссер уверен, что практиковать методы, которыми пользуется ОПЕК, то есть снижать добычу топлива с целью повысить на него цены на рынке, сейчас не в интересах Москвы и «Газпрома». «Если посмотреть в этой истории на интересы России, то неужели она заинтересована в сокращении добычи газа? — сомневается эксперт. — Я думаю, нет. Россия не делает таких масштабных инвестиций в свои газовые месторождения, какие сделали бы в аналогичной ситуации западные страны. Уже это приводит к снижению добычи и повышению цены. Еще сложнее представить себе, что Россия, открыв новые масштабные месторождения газа в Сибири, вдруг закроет их в рамках картельного соглашения с какими-либо другими странами».


И все-таки, считает Эссер, тесное взаимодействие стран-экспортеров газа окажет определенное влияние на мировой рынок. «Наиболее вероятный итог этих переговоров — некоторое ограничение конкуренции друг с другом, например, чтобы в какой-то момент поддержать высокие цены на сжиженный природный газ, доля которого на рынке, как я уже сказал, очень мала, — предполагает Эссер. — Я думаю, это единственное, что может вызывать озабоченность в данном случае. А о глобальном повышении цен на газ и снижении его добычи в результате появления газового картеля беспокоиться не стоит».


Следующая встреча представителей государственных нефте- и газодобывающих компаний России, Ирана и Катара состоится в Москве 18 ноября. На нее приглашены еще девять государств: Алжир, Индонезия, Ливия, Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Тринидад и Тобаго, Венесуэла. В качестве наблюдателей, как ожидается, в Москву приедут и представители Норвегии — одной из немногих европейских стран, добывающих и экспортирующих природный газ.


XS
SM
MD
LG