Ссылки для упрощенного доступа

В Британии на телеэкраны вышла серия программ телеповара Джейми Оливера «Министерство еды»


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Елена Воронцова.



Олег Винокуров: В Британии на телеэкраны вышла серия программ знаменитого телеповара Джейми Оливера «Министерство еды». В ней Оливер пытается научить готовить тех, кто никогда в жизни этого не делал. Более того, Оливер пытается запустить программу «Передай дальше»: каждый его кулинарный ученик должен дать обещание показать рецепты двум друзьям, которые в свою очередь пообещают передать ещё как минимум двоим. О том, какую общественную реакцию вызвала эта программа - в истории нашего лондонского корреспондента Елены Воронцовой.



Елена Воронцова: Обучив средний класс нехитрым премудростям средиземноморской кухни (и заработав на этом миллионы), Джейми Оливер на этот раз отправился в северный городок Ротерхэм. Там живёт его Немезида Джули Критчлоу - мамаша, которая прославилась по всей стране, передавая своему ребенку через школьную ограду фаст-фуд, после того как, усилиями Оливера, в школе ввели «здоровое меню». Там же живёт безработная мать-одиночка Наташа, чьи дети не знают, что такое домашняя еда. Их, вместе с рабочими и пенсионерами, не умеющими готовить, «Святой (как дразнят его колумнисты) Джейми» сделает своими «апостолами», несущими «городу и миру» кулинарные навыки. Шоу бесстрашно задокументировало страшноватую британскую действительность - плиты и сковородки во многих домах простаивают без дела. Несмотря на государственные попытки просветить народ по поводу того, как надо питаться, чтобы не потерять здоровье, несмотря на бесконечные кулинарные шоу, большая часть населения смотрит телеповаров, обложившись коробками с фаст-фудом, содержащими чудовищные дозы сахара, соли и жиров. Что ещё хуже, то же жуют и их дети.


Казалось, что там, где государство или общественные организации могут установить какие-то правила, все меняется к лучшему. Несколько лет назад тот же Джейми Оливер начал кампанию против школьных автоматов со сладостями и газировкой - и победил. Говорит Пру Ли - председатель Общества школьного питания, добившегося больших успехов.



Пру Ли : Раньше правила относились к еде: нельзя было, например, подавать жареное или шоколад чаще, чем дважды в неделю. Сейчас правила базируются на таких вещах, как максимально допустимое количество жиров или соли и сахара, и минимум кальция, витаминов и железа в меню. Это звучит устрашающе, но есть возможности помочь школам в этом, установив специальные компьютерные программы. Это непросто, но при помощи такой программы можно задать предположительный рацион на две, три недели, подсчитать состав питательных веществ и получить подсказку как достичь нужного результата. Если спросить детей, особенно в средних классах, почему они не едят в школе, то еда - далеко не первая причина, которую они упомянут. Школьники говорят, что в столовых шумно, им приходится стоять в очереди всю перемену, старшеклассники влезают без очереди, еду шлёпают на пластиковый поднос с выемками, как в тюрьме. Нам неприятно есть в такой обстановке. Почему же они должны это делать?



Елена Воронцова: В некоторых школах детям запретили приносить с собой еду вообще, в столовой они могут лишь выбрать между вегетарианским и невегетарианским блюдом. Там же, где люди предоставлены самим себе, результаты еще хуже. Множество детей школьного возраста не умеют пользоваться ножом и вилкой. Они не понимают, что такое семейный ужин за общим столом. В современной Британии каждый шестой школьник имеет лишний вес, оттого систему здравоохранения, и сейчас едва живую, в перспективе может ждать полный коллапс из-за масштабного ожирения населения.


Британский писатель-фантаст Герберт Уэллс писал, что человек будущего будет иметь большую голову и маленькое тело. Но пока что с человечеством происходит обратное, и метаморфозы эти отчасти имеют социально обусловленный характер. Жирная и мучнистая пища, как и сигареты, чаще встречаются внизу социальной лестницы. Маленький заработок или жизнь на пособие, низкий уровень образования, перенаселённое жилище: чем больше таких факторов, тем выше вероятность заработка у табачных концернов и торговцев жирным, солёным и пережаренным. Однако, если способы борьбы с курением известны, то заставить людей кормить себя и детей здоровой едой не могут ни правительство, ни телеповара. Казалось бы, на свободном рынке любой может выбрать нужные продукты. Однако, с 1986 по 1996 годы, когда вся политика была направлена на предоставление максимальной свободы рынку, каждый день в стране закрывалось по восемь небольших лавок, чаще всего - в небогатых районах. Оставшиеся были вынуждены уменьшить ассортимент свежих овощей и фруктов - они, в отличие от чипсов и шоколадных батончиков, быстро портятся и приносят низкую прибыль.


Всё это сильнее всего затрагивает нижние социальные слои, для которых команда Джейми Оливера разработала простые рецепты: в бульварную газету «Сан» вложены карточки, которые, освоив рецепт, нужно передать дальше. Однако не все так просто. Есть люди, которые возмущены тем, какой социально-кулинарный портрет жителей Ротерхэма нарисовал Оливер. Одни усматривают в этом снобизм, другие кривятся, видя Святого Джейми в рекламе сети супермаркетов. Но большинство все-таки отдаёт должное его усилиям помочь тем, в чью жизнь многие и заглянут только в рамках реалити-шоу.


Одновременно с шоу Оливера, выходца из нижней части среднего класса, бывшего в школе двоечником, на экраны вышла кулинарная серия с новым персонажем. Ведущий программы «Что сейчас есть» Валентин, по всем признакам, вырос в хорошей семье и учился в частной школе. В своих передачах он, облачившись в твидовые доспехи, проводит дни в поисках трюфелей и охоте на оленей. Таким образом, британские телезрители - после долгой моды на реалити-шоу и любимые средним классом программы о покупке и ремонте домов - теперь имеет возможность видеть, чем питаются "верхи" и "низы" общества. Во времена ипотечного кризиса мысли о еде вытесняют размышления о недвижимости.


XS
SM
MD
LG