Ссылки для упрощенного доступа

Как победить финансовый кризис: рецепты Бориса Березовского


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Дмитрий Волчек: Сегодня исполнилось пять лет со дня ареста Михаила Ходорковского. Роберт Амстердам, адвокат, представляющий интересы бывшего главы ЮКОСа, в статье, опубликованной в Wall Street Journal, пишет, что теперь, когда в условиях финансового кризиса дела авторитарного российского капитализма пошатнулись, стало ясно, что действия Кремля по возбуждению уголовных дел по политическим мотивам и конфискация собственности не останутся безнаказанными. По словам Амстердама, первым шагом реформ должно стать освобождение российских политзаключенных, в том числе Ходорковского, ибо именно суд над ним ознаменовал переход России к нынешнему курсу. А как видит происходящее в российской экономике Борис Березовский? В беседе с корреспондентом «Свободы» Натальей Голицыной живущий в Лондоне бизнесмен-политэмигрант выделил три предпосылки российского кризиса.



Борис Березовский: Я считаю, что самый большой ущерб в результате того кризиса, который произошел, конечно же, понесла Россия. И это долгосрочный эффект. Факторы, которые повлияли на кризис, их три, с моей точки зрения. Первый - это глобальный фактор, Россия – часть мировой экономики. Второе - это политическая авантюра на Северном Кавказе, когда Россия, по существу, превратилась в страну-агрессора, и в результате этого произошел огромный отток капитала, поскольку появилось ясное понимание у инвесторов западных, что Россия опасна для инвестиций, и как следствие, появилось такое же впечатление у российских инвесторов, поэтому произошел отток капиталов из России. И более того, этот капитал уже никогда не вернется в Россию, никогда, поскольку не только появилось ощущение, а уверенность в том, что Россия не является надежным местом для инвестиций. Второе, заявление особенно безответственное премьер-министра Путина о том, что он может по своей воле опускать компании… знаменитое его утверждение о компании «Мечел», и падение акций… То есть это была как бы реакция рынка, что они понимают, что один человек на самом деле управляет экономикой страны. Это недопустимо в условиях рыночной экономики. И третий фактор – это то, что общий финансовый кризис, но Россия-то в максимальной степени… Более того, я хочу отметить, что, конечно же, в кризис с максимальным эффектом выйдет именно Америка, Соединенные Штаты.


Что касается сегодняшних методов борьбы с экономическим кризисом, я считаю, что они все лежат в плоскости, далекой от реального решения проблемы. Единственный правильный подход к решению этого сложнейшего кризиса (и сейчас, может быть, вы удивитесь) – это финансовая прозрачность каждого перед всеми и всех перед каждым. Это означает, что все финансовые потоки в мире - и частные, и компаний - должны быть прозрачны для всего общества, поскольку вот эти стомиллионные или многомиллионные бонусы, которые получали администраторы в Соединенных Штатах, если бы это было публичным фактом, реакция бы на них была совершенно иная уже давно, а не сегодня. Поэтому… ну, вы знаете, как было сказано там: нет ничего тайно, чтобы не стало явным. Так вот, на самом деле наступило время того, чтобы и этот тезис библейский стал реальностью. То есть я считаю, что глобализация в целом имеет два противоположных вектора. Один вектор – унификация, который губителен для человечества. И второй вектор – индивидуализация. И вот я считаю, что очень важно, чтобы реализовывался второй вектор, хотя первый тоже неизбежен, но второй оставляет надежду, и надежда есть в том, что все станет прозрачным. Я считаю, что если бы финансовые потоки и компаний, и государства, и индивидуумов были бы абсолютно прозрачны, это бы способствовало прежде всего тому, чтобы не возникало таких ситуаций, как возникли сейчас, ну а также есть масса побочных эффектов, например, борьба с терроризмом.



Виктор Волчек: В прессе постоянно упоминаются подсчеты, сколько в последние недели потерял тот или иной российский миллиардер. Много говорят о проблемах Олега Дерипаски, потерях Романа Абрамовича. Борис Березовский сказал корреспонденту «Свободы» Наталье Голицыной, что он предвидел кризис и потому ничего не потерял.



Борис Березовский: Что касается меня лично, то я, естественно, выиграл, а не потерял, если имеются в виду чисто материальные оценки.



Наталья Голицына: Борис Абрамович, каким вам видится выход из финансового кризиса для России?



Борис Березовский: Только одно - смена режима, кардинальное изменение политической и экономической политики.


XS
SM
MD
LG