Ссылки для упрощенного доступа

90 лет Всероссийскому художественноому научно-реставрационному центру имени Грабаря


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.



Олег Винокуров : Нынешним летом исполнилось 90 лет с момента основания прославленного Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря. Юбилейной дате посвящена выставка, на которой представлены музейные предметы, прошедшие реставрацию в этом году. На выставке побывала Лиля Пальвелева.



Лиля Пальвелева : Уже два года Реставрационный центр имени Грабаря, до той поры обитавший в неприспособленных помещениях, находится в специально для него оборудованном просторном здании. Вот здесь и разместилась выставка, где на фотоснимках можно увидеть, в каком состоянии были предметы до реставрации, и где в витринах помещены уже возрожденные предметы. Вместе с директором Центра Алексеем Владимировым подходим к картине, пострадавшей во время пожара в музее-усадьбе Мураново.



Алексей Владимиров : Пожар - это бич музеев. У нас сотрудники шутят - можно на нашей основе создавать противоожоговый центр для живописи. Потому как буквально за три года до этого сгорел Музей Блока. Тоже мы такую хорошую практику там получили. Мы все время чего-то придумываем. Смотрите, вот у медиков нашли, чем они лечат обгорелую кожу. Нашли. Придумали, как этот красочный слой обрабатывать, утеплять, чтобы он восстановился.



Лиля Пальвелева : Вообще в технологическом отношении реставрационное дело значительно продвинулось.



Алексей Владимиров : Сейчас уже есть замечательные усовершенствованные вакуумные столы, столы с подсосами, столы с увлажнением. Они у нас в отделах есть. Можно на них посмотреть. Это все мы изобретали за 90 лет. Ведь когда наши первые реставраторы, наши праотцы пришли туда, ведь у них был стол и столярный ножик. Все! Дальше спирт, воск и рыбий клей. Теперь столько всего! Кстати, у нас конференция закончилась. Там одна из проблем, которая решалась, - это лазерная очистка мрамора от загрязнения. Вот и считайте, уже применяется. Эрмитаж начинает потихонечку внедрять, мы собираемся внедрять. Во Франции, в Италии очень активно... У них там целые соборы лазером чистят.



Лиля Пальвелева : Центральный экспонат выставки - деревянный резной саркофаг двухтысячелетней давности, сделанный в форме древнегреческого храма. После экспонирования саркофаг вернется к себе в Исторический музей. Целый год с этим артефактом работал реставратор Роман Студенников вместе с коллегами. И вот его рассказ о решении одной лишь задачи - консервации памятника.



Роман Студенников : Очень много было споров по укрепляющему составу - каким пропитывать древесину. Составов много. Все они разные. Мы подбирали очень долго именно то, что нужно нам.



Лиля Пальвелева : Вы подбирали к этой древесине или к этому конкретному экспонату?



Роман Студенников : Там очень много параметров, по которым подбирается и токсичность, удобство в работе, и древесина, и возможность достать. Тем не менее, мы остановились на составе, который выпускают у нас в стране, чем мы несказанно довольны. Он очень прост в работе, не токсичен, что немаловажно, потому что большинство составов спасают памятник, но губят здоровье реставратора.



Лиля Пальвелева : Ежегодно в Реставрационном центре имени Грабаря возвращают к жизни около 200 тысяч предметов из 500 музеев.



XS
SM
MD
LG