Ссылки для упрощенного доступа

Как нынешние финансовые потрясения сказываются на жизни россиян


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Иван Трефилов и Евгения Назарец.



Кирилл Кобрин : Как нынешние финансовые потрясения сказываются на жизни россиян? Но начнем с последних новостей с бирж, в том числе и с российской. Я передаю микрофон экономическому обозревателю Радио Свобода Ивану Трефилову.



Иван Трефилов : Торги на российском рынке акций, не проводившиеся накануне, открылись во вторник разнонаправленным движением котировок большинства ценных бумаг. Однако уже к середине дня основных индексы уверенно вышли в плюс, прибавив в среднем примерно 3 процента по сравнению с открытием.


В пятницу основные фондовые площадки в России были закрыты досрочно из-за резкого падения котировок бумаг большинства компаний. Но в целом даже по итогам таких торгов снижение основных российских индексов составило в среднем примерно 14 процентов на фоне очередной порции негативных новостей зарубежных торговых площадок.


Во вторник же внешний фон уже был иной. А котировки акций многих компаний на азиатских и европейских биржах начали расти после нескольких дней непрерывного падения. Наибольший подъем был отмечен на бирже Гонконга, где сводный индекс повысился сразу на 14 процентов после падения в понедельник на 13 процентов. В Японии основной индекс рынка акций повысился почти на 6,5 процентов, а в Южной Корее - на 5,5 процентов. Главной причиной роста рынка эксперты называют возобновившийся интерес инвесторов к акциям ведущих промышленных и технологических компаний стран Азии после продолжительного падения их стоимости в последние дни.


На волне роста рынков в Азии крупнейшие биржи Европы также открылись сегодня значительным повышением индексов - от 2,5 до 3,5 процентов в первый же час торгов. Все это происходило после очередного снижения котировок акций в Соединенных Штатах, где в понедельник индекс Доу Джонса, например, упал почти на 2,5 процента. Среди причин эксперты называли очередное снижение международным агентством "Мудис" кредитного рейтинга компании "Дженерал Моторс", крупнейшего в мире производителя автомобилей, объемы продаж которой резко сократились в последние месяцы. Впрочем, по мнению экспертов, несмотря на последние позитивные новости с мировых рынков, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на российских фондовых площадках пока затруднительно. Связано это с тем, что настоящие покупатели на биржи до сих пор не вернулись, что и подтверждается небольшими объемами торгов.



Кирилл Кобрин : Все страны, пострадавшие от кризиса пытаются найти способы лечения экономики и, прежде всего, финансовой системы. Лидеры Великобритании и Франции Гордон Браун и Николя Саркози обсуждают сегодня в Париже рецепты спасения. Экономическая тематика доминирует в последние дни в президентской кампании в США. На Украине парламент сегодня голосует по ряду антикризисных законопроектов, предложенных правительством Юлии и Тимошенко. И от принятия этих мер зависит получение кредита Международного валютного фонда. Но это так сказать государственный, более того, макроэкономический уровень. На уровне же конкретных предприятий борьба с кризисом выражается чаще всего в увольнениях и сокращениях зарплат. Насколько серьезны и продолжительны могут быть социальные последствия сегодняшних экономических проблем в России. По данным профсоюзов говорить о массовых увольнениях и росте безработицы в связи с мировым финансовым кризисом пока преждевременно. Моя коллега Евгения Назарец побеседовала с заместителем председателя Федерации независимых профсоюзов России Олегом Нетеребским.



Олег Нетребский: Я был бы осторожнее со словом "массовые", поскольку, чтобы проводить массовые сокращения, по Трудовому кодексу есть определенные процедуры. Массовых сокращений пока нет. Есть другая проблема. Поскольку у нас многие отрасли экономики экспортно-ориентированы, есть сокращение объемов производства, которые в свою очередь приводят к тому, что людей начинают переводить на режим "неполная занятость" либо "неполная рабочая неделя", "либо неполный рабочий день". А это, как последствие имеет потерю в заработке. Вот это проблема, которая сегодня стоит, поскольку массовое сокращение, в этом не заинтересован работодатель в первую очередь. Поскольку, потеряв рабочие кадры и сократив, потом он их не найдет на рынке.



Евгения Назарец: Насколько предусмотрены подобные чрезвычайные форс-мажорные обстоятельства, как экономический кризис, трудовыми договорами, коллективными договорами, которые заключаются на предприятиях?



Олег Нетребский: Да, соглашения существуют. Но кризис там не прописан, есть процедуры определенные и характеристики массового сокращения и это должно проходить по согласованию с выборным профсоюзным органом. И критерии существуют массового сокращения. Вообще могу сказать, что по Трудовому кодексу определенная, как мы ее называем, подушка безопасности для работника, она существует. То есть необходимо человека предупредить за два месяца до сокращения. Далее, после сокращения, работодатель обязан два месяца выплачивать ему заработную плату и в случае нетрудоустройства еще третий месяц. Для северных территорий такая процедура еще более длительная. Поэтому определенная подушка безопасности есть.



Евгения Назарец: Где гарантия, что она сработает? Многие предприятия, если не многие, то некоторые, могут оказаться в положении банкротов и не иметь финансовых средств для того, чтобы эта подушка сработала.



Олег Нетребский: Первая опасность по этой подушке - это то, что, есть ли на предприятии профсоюзная организация. Поскольку там, где нет профсоюзных организаций, работников либо принуждают, либо убеждают к тому, чтобы писали заявление о переводе на неполную занятость, либо по собственному желанию. Самое плохое здесь то, что люди слабо знают права. Там, где есть профсоюз, он берет на себя эту функцию, разъясняет.


Что касается предприятий-банкротов, то здесь процедура банкротства тоже довольно-таки длительный этап имеет. И по поводу банкротства тут нужно внимательно все смотреть, поскольку иногда это заявляется, но, по сути, банкротством не является.



Евгения Назарец: В состоянии ли профсоюзы вести контроль за тем, чтобы законодательство соблюдалось? Потому что в жестких условиях многие руководители предприятий склонны, я бы так выразилась, пойти на какое-то нарушение закона ради того, чтобы попытаться разрешить кризисную ситуацию.



Олег Нетребский: Да, в состоянии, этим занимаемся постоянно. Другое дело, что у нас особенно в малом бизнесе, в финансовом секторе организации, где есть профсоюзные организации, мало. И вот там люди со всем этим букетом неприятностей сталкиваются. А там, где есть профсоюзы, там за этим следится.



Евгения Назарец: Возможны ли акции протеста, организованные профсоюзами, на фоне экономического кризиса?



Олег Нетребский: Ничего исключать нельзя, но у нас сейчас подход какой. Когда пошли процессы, о которых вы говорите, когда предлагают работникам потуже затянуть пояса, первое требование, которое мы выдвигаем, чтобы бизнес показал нам все экономические меры, экономические возможности предприятия. И бизнес пока прячется за законы о коммерческой тайне и данные эти не дает. Мы будем предлагать, чтобы всю экономику на стол переговоров, садимся и вместе вырабатываем все меры выхода из этого кризиса. Если такой подход будет со стороны бизнеса, будем находить компромисс. Если нет, то возможны те действия, о которых вы сказали.



Евгения Назарец: Какова общая оценка со стороны профсоюзов ситуации, которая сложилась в экономике страны сейчас, на данный момент?



Олег Нетребский: Я бы не сказал, что она очень критическая, эта ситуация. Но так предполагаю, что где-то к февралю, к марту могут быть напряженности. А сейчас, если грамотные меры все предпринимать, то последствия могут быть не такие критичные.




XS
SM
MD
LG